Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Логопедическое занятие «В гости к Винни Пуху»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ашменевич Аксана Владимировна, учитель-логопед, мини-центр КГУ «Средняя школа № 9» СКО город Петропавловск
Долинина Наталья Андреевна, музыкальный руководитель, ГККП Ясли/сад «Ақ бота», СКО город Петропавловск

Ашменевич Аксана Владимировна Долинина Наталья Андреевна

Цель: Формировать правильную речь, как полноценное средство общения.

Задачи:
1. активизировать и уточнить словарный запас детей по теме «Друзья Винни Пуха», «Овощи», «Фрукты»;
2. развивать словообразование и словоизменение;
3. совершенствовать грамматический строй речи (умение согласовывать существительное с прилагательным);
4. развивать общую моторику, умение сочетать слово с действием;
5. развивать плавность, длительность выдоха;
6. формировать психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, воображение, мышление);
7. формировать и развивать артикуляционную моторику;
8. развивать мелкую моторику рук;
9. воспитывать культуру поведения, общения.

Оборудование: письмо, картина, мягкие игрушки героев сказки «Винни Пух и все, все, все» — Кролик, Сова, Ослик, Пятачок, Винни Пух; деревья, домики друзей, зеркала, «чашечки» — поддувалочки, «украшения» для картины — горшочек, пирожки, чашечки, ватрушка; предметы для игры «Волшебный горшочек».

Музыкальное сопровождение: заставка «В гостях у сказки», танец «Вперед четыре шага», музыка из к/ф «Три орешка для Золушки», «Песенка Винни Пуха».

Ход занятия:

1. Организационный момент введение детей в игровую ситуацию

Дети с логопедом под музыку заходят в зал

Логопед: Сегодня к нам письмо пришло! Узнаем от кого оно? Конверт красивый открываю, и громко я для вас читаю!

«Пам-парам-парам-пам-пам- приглашаю в гости к нам. Всех моих друзей проведать, и со мной медка отведать! Пум-пурум-пурум-пум-пух- шлет привет вам Винни-Пух

Логопед: Ну, что, ребята, принимаем приглашение?

Дети: Да!

Логопед: А вы знаете, что в гости принято идти не с пустыми руками! Давайте, ребята, подарим Винни-Пуху картину, где изображены его друзья. (логопед показывает картину)

Видите, картина не закончена! А что в ней не так? (дети отвечают)

Логопед: Правильно вы сказали, картина не цветная, поэтому нам предстоит её украсить, сделать яркой, праздничной! И в этом нам помогут друзья Винни-Пуха. Назовем их!

Дети: Кролик, Пятачок, Сова, Ослик.

Логопед: А вы, ребята, друзья Вини-Пуха?

Дети: Да!

Логопед: Значит, и вы тоже будете принимать участие в украшении картины. А чтоб нам быстрее попасть в лес, где живут друзья Винни-Пуха, мы должны произнести волшебные слова: «Хлопни, топни, повернись! В лесу чудесном очутись!» (дети произносят слова)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика «Подуй на горячий чай»

Логопед: Кролик нас сейчас встречает, к чаепитью приглашает, Мы к столу все подойдем, в руки чашечки возьмем! На горячий чай подуем, кипяток мы вмиг остудим! Вместе, дружно начинаем, плечики не поднимаем! Дует, дует ветерок, остудил он нам чаёк!

(дети вместе с логопедом подходят к столу, где стоят «чашечки» — поддувалочки, садятся на стульчики, каждый из детей берет свою «чашечку» и дует длительно, не поднимая плеч; повторить 3–5 раз)

Артикуляционная гимнастика «Конфетка», «Вкусное варенье», «Блинчик»

Логопед: Здесь конфеты и варенье! На тарелочке блины в рот к нам просятся они!

Упражнение «Конфетка»

(ребенок напряженным языком упирается то в одну щеку, то в другую; повторить до 10 раз)

Упражнение «Вкусное варенье»

Логопед: На губе лежит варенье, что за чудо угощенье, Слижем сладкое скорее мы, а теперь оближем губки мы, Сложим чашечкой язык — мы да! Что за вкусная у нас еда!

(логопед следит, чтобы язык оставался широким в форме «чашечки»; движения языком вправо — влево по верхней губе; повторить до 10 раз)

Упражнение «Блинчик»

Логопед: Язычок мой так хорош, так хорош, на блиночек он похож, он похож! Очень ровный — да! Очень гладкий — да!

(спокойный, расслабленный язык лежит на нижней губе; повторить 5–6 раз)

Логопед: Кролик, помоги нам украсить картину для Винни-Пуха!

(Кролик вручает детям предметы: «чашечки», «вазочка с вареньем», «блинчики на тарелке», «вазочка с конфетами»)

Кролик: Вот даю я вам предметы украшать картину эту!

(Дети кладут предметы для картины в корзинку)

3. Артикуляция звука [В], фонетическая характеристика звука [В]

Логопед: Ребята, чтоб нам попасть к следующему другу Винни Пуха Сове, мы должны вновь произнести волшебные слова: «Хлопни, топни, повернись! У Совы ты очутись!» (дети произносят слова)

Логопед: К домику Совы подходим, в колокольчик позвоним. Дили — дили — дили — дон, раздается в лесу звон! Открывай, Сова, скорей, принимай своих гостей!

Сова: Откры..аю, откры..аю! И с..оих гостей..стречаю! На..естили..ы старушку! Дам я каждому..атрушку!

Логопед: Что за странные слова говорит сейчас Сова?

Дети: Сова пропускает звук [В]. (логопед уточняет у детей то, как говорит Сова, как правильно надо произносить слова)

Логопед: Её нужно научить звук [В] произносить. Ребята, научим Сову произносить Звук [В]? (дети соглашаются)

Дети: Когда произносим звук [В]- нижняя губка приближается к верхним зубкам.

Логопед: Что вы знаете о звуке [В]?

Дети: Звук [В] согласный, потому что, когда произносим этот звук, воздуху мешают зубки, губки.

Звук твердо звучит [В], а мягко — [В’] (произносят)

Логопед: Чтобы нам запомнить этот звук, поиграем в игру: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [В]»

Логопед произносит звуки, слоги, слова со звуком [В]: — т, п, в, н, в, в — та, ва, со, во, пу, ву — вата, варенье, собака, сова (дети хлопают, услышав звук [В])

Логопед: Уважаемая, Сова, в вашем имени тоже есть звук [В]. Пожалуйста, произнесите эту чистоговорку с нами: Ва-ва-ва- здесь живет Сова, ву-ву-ву- Сову громко я зову.

(дети с логопедом произносят)

Сова: За учение — «Спасибо!» — всем ребятам говорю. Обещаю, звуки, буквы выучу и полюблю! Четко произносить их буду! Ни одну не позабуду! Правильно скажу слова, я же — мудрая Сова!

Логопед: Уважаемая Сова, помогите украсить картину для Винни-Пуха!

(Сова вручает «ватрушки» для украшения картины)

Сова: Вот даю я вам предметы украшать картину эту.

(дети кладут предметы для картины в корзинку)

4. Координация слова с движением игра «Волшебный горшочек»

Логопед: Ребята, чтоб нам попасть к следующему другу Винни Пуха Ослику, мы должны вновь произнести волшебные слова:

«Хлопни, топни, повернись! У Ослика ты очутись!» (дети произносят слова)

Логопед: Посмотрите, вон там Ослик возле озера стоит! Что-то грустный, невеселый, ушками не шевелит. Ослика развеселим? Его на танец пригласим! Становись скорей к нам в круг, Винни-Пуха лучший друг!

Координация слова с движением «Вперед четыре шага» (дети и логопед под музыку выполняют движения)

Ослик: Как же весело, ребята, было с вами танцевать! сейчас всем предлагаю, вот — с горшочком поиграть! (выносят горшочек) Раз, два, три! Что же спряталось внутри? (ребенок опускает руку в горшочек, ощупывает один предмет, находящийся там, пытается узнать предмет на ощупь; узнав предмет, его называет)

Логопед: Ослик, помоги нам украсить картину для Винни Пуха!

Ослик: Вот даю я вам предметы украшать картину эту. (Ослик дает детям «горшочек»; дети с логопедом украшают картину)

5. Лексико-грамматическая игра «Пирожки с начинкой»

Логопед: Ребята, чтоб нам попасть к следующему другу Винни Пуха Пятачку, мы должны вновь произнести волшебные слова: «Хлопни, топни, повернись! У Пятачка ты очутись!» (дети произносят слова)

Из печной трубы колечком чудный запах к нам идет! Это Пятачок для друга что-то вкусное печет!

Пятачок: Ой, как хорошо, ребята! Ко мне вовремя пришли! С тестом вы мне помогите, и начинку подберите!

Дети: Будем, будем помогать! Будем тесто мы катать! Положим в серединку вкусную начинку!

Логопед: Пироги пшеничные с начинками различными! В этом пироге? (показывает картинку «капуста»)

Дети: Капуста (Қазақша қалай болады?)

Логопед: И зовется он…

Дети: Капустный!

Логопед: Пирог из капусты — капустный. Скажем красиво и правильно. (дети повторяют хором)

Логопед: Ну, а здесь внутри морковь! (показывает картинку «морковь») Испечем пирог мы вновь. Пирожок наш гладкий, ровный, и зовется он?

Дети: Морковный!

Логопед: Пирог из моркови называется…

Дети: Морковный.

Логопед: Пирог из моркови — морковный. Повторите полным предложением. (дети повторяют хором) (Қазақша қалай болады?)

Логопед: И картофель, и капуста в пирогах все хороши, Назовем одним мы словом — это все здесь? (показывает картинку «овощи»)

Дети: Овощи.

Логопед: Начинка в пирожках какая? Дети скажут?

Дети: Овощная. (Қазақша қалай болады?)

Логопед: Пирог из овощей — овощной. Скажем правильно. (дети повторяют хором)

Логопед: С детства любишь кушать ты, одним словом? (показывает картинку «фрукты»)

Дети: Фрукты.

Логопед: Начинка из фруктов какая?

Дети: Фруктовая.

Логопед: Пирог из фруктов — фруктовый. Скажем красиво. (дети повторяют хором) (Қазақша қалай болады?)

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»

Логопед: Продолжаем вместе печь. Столько пирогов не счесть!

Вместе с детьми: Мы печем пшеничные пироги отличные. (показывают, как пекут) Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные? Кролик, Ослик, Пух, Сова приглашаем вас, друзья! (загибают пальчики) И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже. Тесто замесили мы, сахар не забыли мы, (месят тесто, посыпают) Пироги пшеничные в печку посадили мы. (ладошки вместе) Печка весело горит, Пятачок нам говорит: «Крошки, что останутся — воробью достанутся!» (крошат, клюют)

(затем логопед раздает детям «пирожки», дети называют их прилагательным: капустный, морковный, картофельный)

Пятачок: Похвалю я вас, ребята! Вы, ребята — поварята! Столько вкусных пирогов! Для Винни Пуха стол готов!

Логопед: Помоги нам украсить картину для Винни Пуха!

Пятачок: Вот даю я вам предметы украшать картину эту. (дети кладут «пирожки» в корзинку)

6. Украшение картины

Логопед: Всех друзей мы навестили! Украшенья получили! (показывает корзинку с предметами)

Доставая предметы из корзинки, логопед просит детей вспомнить, у какого героя они побывали и что делали.

На картину их наклеим! В чудеса сейчас поверим!

Логопед вместе с детьми украшают картину

Логопед: Картина наша готова! Она стала какой?

Дети: Она стала яркой, красивой, красочной, праздничной, блестящей!

Логопед: Кто изображен на картине

Дети: На картине изображены друзья Винни Пуха: Кролик, Ослик, Сова, Пятачок.

Логопед: Что делают друзья Винни Пуха?

Дети: Друзья Винни Пуха сидят за столом и пьют чай.

Логопед: Какие предметы вы видите на столе? (чашечки, ватрушку, блины, конфеты, варенье, горшочек, пирожки)

Логопед: Это те предметы, которые нам дали друзья Винни Пуха, они помогли нам украсить картину. Подарок наш готов, теперь мы можем идти к Винни Пуху в гости, мы произнесем волшебные слова.

«Хлопни, топни, повернись! У Винни Пуха очутись!» (дети произносят слова; негромко звучит песенка «Кто ходит в гости по утрам», появляется Винни Пух)

Винни Пух: Молодцы, ребята, что пришли ко мне в гости! Не побоялись пойти в сказочный лес.

Дети: Винни Пух, мы дарим тебе картину!

Винни Пух: Спасибо, ребята! И я приготовил вам подарок — сладкое угощенье! Давайте будем веселиться!

(дети под музыку «Кто ходит в гости по утрам» взявшись за руки, идут по кругу)

Логопед: Ребята, нам пора возвращаться домой! Произнесем волшебные слова: «Хлопни, топни, повернись! В зале снова очутись!» (дети произносят слова)

(логопед говорит о том, что занятие окончено и детей ждет угощение)

Дети под музыку выходят из зала

 

Категория: