Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Литературное чтение во 2 классе на тему: В. Бианки «Неслышимка»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Масягина Ирина Анатольевна учитель начальных классов 1 квалификационная категория, ГУ «Средняя школа им. Д.А.Конаева» Енбекшиказахский район Алматинская область

Масягина Ирина Анатольевна

Цель: расширение знаний учащихся об обитателях леса

Задачи:

1. Познакомить детей с рассказом В. Бианки «Неслышимка», сформировать понятие «бортовой журнал» и научить его заполнять
2. Развивать у учащихся любознательность, наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ее обитателям

Тип урока: изучение нового материала

Формы: индивидуальная, групповая, фронтально-коллективная, парная

Методы: словесный, наглядный, практический, поисковый, самостоятельная работа

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц для деления учащихся на группы, перечень фамилий различных писателей для определения автора изучаемого произведения, образец заполнения «бортового журнала», интерактивная доска

I. Вызов

1. Психологический настрой. Деление учащихся на группы. Детям раздаются предметные картинки с изображением птиц. Задача учащихся: найти такую же птицу и объединиться в группы.

2. Распределение обязанностей. Повторение правил работы в группе.

3. Чтение стихотворения «Хорошо» учащимися наизусть (по одному человеку от группы).

4. Актуализация знаний учащихся. Краткая беседа

— Какова связь между произведениями изучаемого раздела?
— Назовите главную мысль стихотворения «Хорошо»
— О чем хотел рассказать автор читателю?

5. Определение автора нового произведения. Учащимся каждой группы предлагается несколько фамилий различных писателей, с произведениями которых дети знакомы, установив закономерность, они должны назвать автора изучаемого произведения.

Группа «Синички»                                  Группа «Воробышки»
А. Пушкин                                             В. Бианки
В. Бианки                                              Ш. Перро
А Фет                                                    Б. Гримм

Группа «Совы»                                      Группа «Попугайчики»
М. Алимбаев                                         Н. Носов
Т. Айбергенов                                        В. Бианки
В. Бианки                                              Э. Успенский

Приведу пример рассуждения учащихся на основе задания группы «Синички»: А. Пушкин и А. Фет — поэты, а В. Бианки — прозаик, пишет различные рассказы. Следовательно, путем исключения одной из фамилий из общего перечня, а это В. Бианки, определяется автор нового произведения.

Вывод: на уроке мы познакомимся с рассказом В. Бианки

II. Осмысление

1. Определение тематической направленности произведений В. Бианки

2. Прогнозирование содержания произведения В. Бианки по его названию. Сначала дети обсуждают в парах, затем в группе.

— О чем пойдет речь в рассказе «Неслышимка»?

3. Физкультминутка «Дождик»

3. Подготовка к восприятию. Словарная работа. Каждой группе предлагается по три слова, значение которых объясняют учащиеся.

Исподволь — непринужденно, ненавязчиво
Фантазерка — придумывает необычное
Трепещется — легонько шевелится
Фантастической — необычной
Сильный шквал — сильный ветер
«Мертвая» тишина — нет ни одного звука
Шелест травы — звук при соприкосновении травинок
Явственно — в действительности, наяву
Всполошенный — испуганный, потревоженный
Отчаянно кричат — кричат сильно
Разевала клюв — раскрывала клюв
Оригинальная — необычная, неповторимая

5. Чтение рассказа учителем с остановками. По ходу чтения учащиеся в группе заполняют «бортовой журнал». Образец заполнения журнала спроецирован на интерактивной доске. Каждая группа получает лист — бортовой журнал для заполнения.

«Бортовой журнал»

Что мне было известно

Что нового я узнал

В лесу живут разные звери и птицы

Включение слуха и зрения на птицу в природе

Первая остановка после слов «...Она у нас фантазерка...»

Вторая остановка «... сделал вид, что поверил ей...»

Третья остановка «... разумеется, нельзя было назвать «мертвой тишиной»...

6. Презентация «бортовых журналов» каждой группы

7. Определение главной мысли произведения

8. Выборочное чтение. Описание птички — «неслышимки»

III. Рефлексия

1. Определение воспитательной ценности произведения.

— Чему учит данный рассказ?
— За что дедушка сказал внучке спасибо?

2. Оценивание работы учащихся с комментариями спикером группы

3. Написание отзывов об уроке на травинках, которые прикрепляются к картине

4. Домашнее задание: с.224-228, написать стихотворение о птичке-неслышимке

Категория: