Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: «Казахские ювелирные украшения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Чепелева Татьяна Александровна, учитель-тифлопедагог, высшая квалификационная категория, КГКП № 100 «Думан» г. Караганда

Казахские национальные ювелирные украшения

Лепка с использованием бросовых материалов

Программное содержание:

Знакомить детей с ювелирным промыслом. Учить выделять особенности в ювелирных украшениях. Рассматривать и называть материал, элементы орнамента. Воспитывать эстетическое восприятие, художественное творчество. Учить самостоятельно, создавать предмет, в поделке, по мотивам ювелирных изделий.

Материалы и оборудование:

1. Казахские национальные кольца, серьги, браслеты, застежки.
2. Пластилин, цветная фольга, бисер, бусины, стразы и пр.
3. Доски для лепки по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: — Сегодня мы с вами увидим предметы ювелирного искусства — женские украшения. А расскажет нам о них моя гостья, мудрая Аже. Живет она в далеком степном ауле. Сейчас Аже приехала в город, Караганду. Входит Аже. Приветствует всех по-казахски.

Дети здороваются на казахском и русском языке.

Воспитатель: — Здравствуйте, уважаемая Аже! Скажите, что привело Вас в город?

Аже:

— Март скоро начинается.
Праздники к нам подбираются.
Всем известно, и давно —
Дарить в праздники добро,
Должен каждый человек!
Это разве же секрет?

— А вы, дети, знаете, какие праздники придут к нам вместе с весенним месяцем — мартом?

Дети: — Это День 8 Марта — женский праздник, и Наурыз — праздник весны и обновления.

Аже: — Знаете ли вы, какой праздник является более древним на казахской земле? Дети отвечают.

Аже: — По обычаю люди в праздники одаривают друг друга подарками. Вот и я приехала в Караганду, чтобы купить для своих любимых внучек суиншы (подарок). Посмотрите, что я выбрала. Аже показывает кольца, серьги, браслеты, застежки — тапсырма. Называет их по-казахски.

Дети рассматривают предметы и отвечают на вопросы:

Воспитатель: — Из какого материала сделаны предметы?

— Чем они украшены? Назовите элементы казахского орнамента.

— Какого цвета, формы камни, подвески на серьгах?

— Как можно эти предметы назвать одним словом? (украшения)

— Подберем слова, которыми можно описать эти украшения (великолепные, изящные, тонкой работы, нарядные и т. д.).

Аже: — Знаете ли вы откуда берутся подобные вещи? Нет. Слушайте.

Под щедрым солнцем золотым,
Под ясным небом голубым,
В дыму костра, в пыли ветров,
Идет работа мастеров.
Зергер — народ их в старину назвал.
Их труд, уменье — почитал.
Кипит металл, стучат щипцы
— Вот серьги — дивной красоты!
Браслеты, кольца, капсырма
Блестят, звенят, из серебра.
Весь мир степей, родные дали
Работы мастеров вобрали!
Так, из глубин веков, до нас,
Без всяких разных приукрас,
Дошли украшения старинные,
Всеми девушками любимые!

Воспитатель: — Кто же сделал такие красивые украшения? Что означает слово Зергер? (народный умелец, мастеровой, мастер знающий тайны своего ремесла).

Аже: — Молодцы, дети, правильно запомнили. А умеете ли вы быть ловкими, шустрыми как мои внучата?

Воспитатель организует игру «Кто быстрее нарядит девушку» (две команды, в каждой 2 человека: мальчик и девочка).

Воспитатель: — Спасибо тебе Аже и за твой рассказ и за то, что показала подарки для своих внучек.

— Дети, как называются подарки по-казахски? (суиншы)

— Ребята, может, мы тоже подготовим суиншы для Аже?

— Вылепим, как зергеры, красивые украшения для нашей гостьи.

Дети делают поделку по собственному замыслу и дарят Аже.

Аже:

— Всем вам, Рахмет, до свиданья друзья.
С вами познакомиться была рада я!