Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект внеклассного развивающего мероприятия «В гостях у белочки»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Волошина Светлана Васильевна учитель начальных классов, первая квалификационная категория, стаж 24 года. ГУ «Тонкерисская основная школа», Шортандинского района, Акмолинской области

Волошина Светлана Васильевна

Цель: познакомить с элементарными правилами поведения в лесу, особенностями жизни белки, а также с понятием «многоярусность леса»; развивать внимание, мышление, воображение, слуховую память, артистические способности.

Оборудование: у учителя — рисунок белки, картинки с названием животных: заяц, дятел, медведь, лягушка, ворона; у учащихся — тетрадь в клетку, ручка.

Учитель.
Ребята, ответьте:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Одна моя белочка по кличке Рыжик пригласила меня вместе с вами к себе в гости, в лес. Идем? А вы умеете вести себя в лесу? Проверим. Я предложу вам правила поведения в лесу в двух вариантах. Ваша задача — выбрать правильный вариант ответа.

1. Наконец-то придя в лес...
а) будем смеяться и громко распевать веселые песни; б) будем вести себя тихо, спокойно
2. Если найдем птичье гнездо...
а) ни в коем случае не будем к нему прикасаться; б) внимательно рассмотрим и потрогаем каждое яйцо.
3. Если найдем в лесу грибы...
а) будем собирать только съедобные, а мухоморы сбивать ногами, чтоб кто-нибудь;  б) будем собирать только съедобные, а ядовитые трогать не станем.
4. Если встретим муравейник...
а) не будем к нему прикасаться; б) обязательно сунем в него веточку, чтобы попробовать на вкус муравьиной кислоты.
5. Если попадется полянка с красивыми цветами...
а) принесем охапки цветов домой, чтобы порадовать мам; б) не будем рвать лесные цветы — пусть себе растут!

Ответы. 1 — б: лес наполнен животными — не стоит их пугать громкими криками; 2 — а: если птица почувствует посторонний запах, исходящий из гнезда, она может бросить его и птенцы погибнут; 3 — б: ядовитыми грибами лечатся и кормятся некоторые животные; 4 — а: муравейник — сложное устройство со своими ходами и переходами, не стоит портить его; 5 — б: лесные цветы недолговечны, в вазе они быстро завянут.

Ну что ж, в путь!

Игра «Тропинка»

Дети встают из-за парт и становятся друг за другом в одну линию. Движение будет происходить между рядами.

Представьте, что вы идете по тропинке. (Дети начинают движение, выполняя команды учителя.) Дышим воздухом, наслаждаемся... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Как хорошо! Нюхаем ромашки (но не срываем их), слушаем пение птиц... Вдруг на тропинке появились лужи... Обходим их. Одна.. Вторая... Третья... Лужи кончились. Можно спокойно вздохнуть... Продолжаем идти по тропинке... Перед нами широкий ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась обеими руками за перилами... Перешли. Спокойно идем по тропинке... И вдруг тропинка пошла через болото, появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку: раз... два... три... четыре... Перешли болото, можно расслабиться, перевести дух... А теперь перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Перешли овраг по бревну... Осторожно... Балансируем руками... Держим дистанцию... Перешли без потерь!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от грязи. Да это глина! Мокрая, раскисшая глина! Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отрываем их от земли... Кажется, чья-то кроссовка осталась в глине навсегда... Придется идти босиком!.. Ну, слава Богу, глина кончилась! Мы выходим на солнечную полянку. Ура. (Дети рассаживаются по своим местам.)

Смотрите, грибы! Давайте насобираем их белочке в подарок. Только грибы не простые: зашифрованные. (Запись на доске.)

КИВОРОБ (боровик)

Ножка этого гриба не темнеет никогда, всегда остается белой, поэтому второе название у боровика — белый гриб.

РОЫОЖОИКО (рыжик)

У него название такое же, как прозвище у нашей белочки!

СРЕКЫОЖА (сыроежка)

У сыроежек шляпки бывают разного цвета: красноватого, зеленоватого, фиолетового.

ОЕПОНК (опенок)

Они растут дружными семейками и в большом количестве. Иногда с одного пня можно срезать целое лукошко грибов.

Собрали грибы — белочке будет приятно. Мы уже совсем близко от дерева, где живет Рыжик. Кстати, знаете ли вы, что рыжей белка бывает только летом, а поздней осенью она меняет свою шубку на серую, густую и теплую. Это очень подвижный зверек. Белка не может без движения, поэтому если уж белку и держать в неволе, то обязательно в специальной клетке с колесом. И белка целыми днями его крутит. Существует даже такое выражение... (Запись на доске.)

Ответ: ВЕРТЕТЬСЯ, КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ.

Это выражение означает: находиться в беспрестанных хлопотах, суетиться. Это выражение, прежде всего. Относится к вашим мамам, которые в самом деле похожи на постоянно хлопочущих белок.

А вот и Рыжик из дупла выглядывает. (На доске — рисунок белки.) Здравствуй, Рыжик! Мы к тебе в гости пришли. Грибков принесли.

Белка. Здравствуйте. Очень я вам рада. И за грибочки спасибо засушу их. Рассаживайтесь на полянке, отдохните с дороги. Орешками угоститесь лесными, а заодно и веселые задачки пощелкайте! Про наших лесных жителей.

● Две белочки наперегонки собирали грибы. Белка Валя собрала восемь грибов, что на два гриба меньше, чем белка Галя. Сколько всего грибов собрали белки? (18)
● В лес летит три отряда майских жуков, по пять жуков в отряде. Сколько майских жуков летит в лес? (15)
● Зайцу сшили комбинезон, в котором предусмотрены вырезы — для морды, ушей, лап и хвоста. Сколько всего отверстий в комбинезоне? (8)

Учащиеся решают задачи самостоятельно, устно, записывая в тетрадь только ответ. Проверка.

Учитель. Попросим белочку рассказать нам о своем удивительном гнезде. Ваша задача, ребята: очень внимательно слушать.

Белка. Гнездо у меня, как у птицы, устроено: из веточек, из сучьев, в форме большого шара, а сбоку в нем лазейка. Внутри гнездо я мягкой подстилкой выстелила. Уютно в таком жилище и тепло. Заберусь я в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще и лазейку подстилкой закрою. Свернусь клубочком, пушистым хвостиком прикрою и сплю. Не страшен мне ледяной ветер, колючий снег. А как утихнет непогода, вылезу я из гнезда и поскачу с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорву, где сухой гриб разыщу, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у меня еще с осени в кладовочке припасена — в дупле старого дерева. Там у меня желуди и орехи есть — на всю зиму запасов хватит. (По рассказу Г. Скребицкого, В. Чаплиной «Как белочка зимует».)

Учитель. А теперь, ребята, перечислите в тетради все дары леса, упомянутые белкой, которые служат ей пищей.

Самостоятельная работа. Проверка.

Ответ: еловая шишка, сухой гриб, желуди, орехи.

Скажи, Рыжик, а кто твои соседи?

Белка. Соседей у меня много на всех этажах.

Учитель. На каких таких этажах?

Белка. В высоком старом лесу, как наш, пять этажей. Пятый этаж — это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвертый — кроны деревьев пониже: клена, березы, рябины. Третий — кусты и совсем молоденькие деревца. Этот этаж называется подлеском. Второй этаж — травы, цветы, а первый — мхи. Во всяком лесном «доме» есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

На каждом из пяти этажей расположены «квартиры», и в каждой — свои жильцы. В подвале, под землей, живут мои соседи: мыши, кроты. На первом этаже — рябчики, глухари, тетерева. Мой друг зайчишка, еж, кабан и многие другие животные занимают второй этаж. На третьем размещается большинство певчих птиц, вьющих гнезда на кустах и низких деревьях. Жилье дятла и сороки, а также мое гнездо — чуть выше — на четвертом этаже. Самый верхний, пятый этаж занимают крупные хищные птицы, такие, как ястреб.

Учитель. Спасибо, белочка, за интересный, познавательный рассказ.

А сейчас, ребята, давайте попробуем с помощью жестов, мимики и звуков изобразить жителей леса, белочкиных соседей: зайца, дятла, медведя, лягушку, ворону.

Дети по очереди выходят к доске и изображают животное, название которого написано на карточке, предложенной учителем.

Нам пора возвращаться. Поблагодарим белочку, попрощаемся и — в обратный путь. Подведем итоги занятия. Продолжите, пожалуйста фразу: «Сегодня я узнал...»

Категория: