Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Кейс–урок «Свойства морской воды. Плавание судов. 7 класс»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Пешкин Дмитрий Николаевич — учитель географии высшей категории, Викторенко Геннадий Николаевич — учитель физики высшей категории, КГУ «Первый городской общеобразовательный лицей» г. Петропавловск

Фото с сайта transmap.ru

Предметы: география, технология физического эксперимента (физика).

Цель урока:

1. Изучить свойства морской воды и условия плавания судов.
2.«Формирование альтернативного мышления и целостных представлений об окружающем мире с позиции естественных законов и интеграции учебного содержания предметов естественно-математического цикла»

Тип урока: Организация работы учащихся на основе кейс-технологии.

Метод развивает следующие навыки:

  • Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
  • Получают коммуникативные навыки
  • Развивают презентационные умения
  • Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
  • Приобретают экспертные умения и навыки
  • Работа с измерительными приборами.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, ареометры, сосуды с пресной и соленой водой, пластилин, нитки, скорлупки-половинки от грецких орехов

Ход занятия:

(Учитель географии): Ребята, сегодня наш урок пройдёт в необычной форме. За эти 45 минут у вас будет и география, и физика. А тема нашего урока «Свойства морской воды. Плавание судов» и с позиции естественных законов природы и физики мы с вами попробуем помочь в решении проблемы, с которой к нам обратился начинающий российский бизнесмен.

А сейчас напомним, что произошло с начинающим бизнесменом.

Описание проблемы (сценка+презентация)

(Дети показывают и озвучивают):

Капитан: Начинающий российский бизнесмен закупил в городе Мумбаи (Бомбей) партию товаров для перепродажи в России.

Бизнесмен: Наиболее дешевым маршрутом доставки груза оказался морской. Для перевозки груза я, зафрахтовал судно, но отношения с капитаном сразу не заладились.

Капитан: Узнав маршрут путешествия, я отказался погрузить на корабль весь груз.

Бизнесмен: Часть товара пришлось отправить самолётом, что довольно накладно (дорого). А я еще с уроков физики 7 класса знаю, что судно можно загружать по ватерлинию. После погрузки оставшегося товара ватерлиния корабля была выше поверхности моря. Но и во время путешествия происходили странные вещи. Уже на следующей остановке в городе Адене мне показалось, что осадка корабля уменьшилась. А в городе Порт-Судан это превратилось в уверенность — по дороге капитан явно приторговывал моим товаром. Расстояние между ватерлинией и поверхностью воды увеличивалось, а значит и груза становилось меньше. Решив, что меня обманывают, стал следить за ватерлинией и капитаном корабля.

Капитан: На промежуточных остановках в городах Александрии, Стамбуле, и Севастополе расстояние между ватерлинией и поверхностью воды неуклонно сокращалось. А в Ростове на Дону, родном городе бизнесмена, ватерлиния коснулась поверхности воды.

Бизнесмен: Это привело меня к полному замешательству.

(Учитель физики): Вы услышали историю путешествия бизнесмена, попробуйте разобраться и объяснить ему:

1.Почему капитан судна отказался брать на борт весь груз?
2.Продавал ли капитан товар по пути следования судна?
3.Почему так странно изменялась осадка корабля во время путешествия?

(Учитель географии): Вы знаете, что класс был разбит на 4 группы. Каждая группа получила кейс с заданием: найти информацию по своему вопросу и подготовить презентацию (см. приложение).

Сейчас мы послушаем, что нам расскажут ребята из каждой группы.

(Выступает каждая группа: сообщают задание и, используя презентацию, ведут рассказ. См. Приложение).

Выводы групп:

1. Мы проследили маршрут путешествия бизнесмена и подтверждаем: капитан выбрал самый короткий путь. В результате выполнения задания мы поняли, что капитан судна должен знать о течениях в проливах и учитывать их при плавании. ИТОГ: капитан хорошо знал маршрут путешествия и поэтому не согласился брать на борт весь груз.

2. При движении судна капитан должен знать соленость водоёмов, т. к. от солёности зависит плотность воды. А значит и выталкивающая сила! Эти знания стали причиной того, что капитан не взял весь груз бизнесмена!

3. Изучив маршрут путешествия: порты и страны в которые заходило судно, мы убедились, что капитан выбрал безопасные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия — это стало залогом успешного плавания!

4. При движении корабля из морской воды в речную плотность воды уменьшилась, значит уменьшилась выталкивающая сила и поэтому осадка корабля увеличилась. Капитан судна знал об этом до плавания и поэтому не взял весь груз на борт судна.

(Учитель физики): В результате проведенной вами работы вы узнали?

(Учащиеся подводят итог работы): А) Одно из свойств воды — солёность. В) Солёность зависит от климата, осадков, впадающих в моря рек. С) Чем больше соленость, тем больше плотность воды. Д) Чем больше плотность воды, тем больше выталкивающая сила, тем меньше осадка судна.

(Учитель физики): И перед тем как ответить нашему бизнесмену на поставленные им вопросы, выполните задание.

Задание для всего класса.

1. Вам даны скорлупки от грецких орехов, пластилин и сосуды с солёной и пресной водой. Придумайте как, используя эти тела проверить, правоту капитана о том, что нагружать корабль в море до ватерлинии опасно, зная, что он будет затем плыть в пресной воде.

Учащиеся проводят эксперимент в результате, которого выясняют, что скорлупка грецкого ореха, нагруженная пластилином плавает в соленой воде и тонет в пресной.

Дополнительное задание: Вам дана жидкость и ареометр, измерьте плотность жидкости и результат запишите на доске. По таблице ответьте на вопрос, из каких водоемов взяты эти жидкости?

Итог: (Учащиеся отвечают на вопросы):

1. Почему капитан судна отказался брать на борт весь груз? Это было бы опасно для путешествия: корабль мог утонуть.

2. Продавал ли капитан товар по пути следования судна? Капитан не продавал груз, просто корабль по пути следования попадал в моря с разной соленостью, а значит и плотностью.

3. Почему так странно изменялась осадка корабля во время путешествия? Так как менялась плотность воды, то изменялась и выталкивающая сила. Это было причиной странного изменения осадки корабля.

Сценка: После ответа на эти вопросы капитан и бизнесмен пожимают друг другу руки, а бизнесмен благодарит учащихся за помощь: спасибо, вы открыли мне глаза, виноват не капитан, а я, нужно было лучше учить в школе географию и физику.

Сегодня на уроке мы узнали:

1. Географическое положение проливов, каналов, морей, океанов, городов и стран.
2. О наличии течений в проливах и каналах.
3. О различии солености водоёмов.
4. Поняли условия плавания судов и от чего они зависят.
5. Условия успешного мореходства.
6. Научились пользоваться ареометром.

Учитель физики: вы все отлично поработали, и каждая группа получает оценку «5». На этом наш урок окончен, до свидания!

Приложение

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: