Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Качество образовательных услуг в Казахстане вызывает вопросы

 

Литер

В современном постиндустриальном обществе, информационном обществе, основанном на знаниях, образование является фундаментальной основой, ресурсом развития всех сфер жизни и одним из главных факторов, от которого зависит конкурентоспособность страны.

Качество образовательных услуг в Казахстане вызывает вопросы

Президент Казахстана не раз отмечал, что «…образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов». Мы живем в переломный момент развития человеческой цивилизации. В этих условиях к образованию предъявляются более жесткие требования в вопросах подготовки специалистов высокой квалификации для различных областей профессиональной деятельности.

Сегодня необходимо готовить специалистов новой формации, обладающих творческим мышлением, нестандартным взглядом на проблемы, способных самостоятельно генерировать знания и творчески преобразовывать их в новые технологии, наукоемкие производства и продукты, что неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Глава государства: «Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации…». В своем послании народу Казахстана в январе 2012 года Нурсултан Назарбаев одним из ключевых приоритетов страны назвал качественный рост человеческого капитала в Казахстане и, прежде всего, повышения качества образования. Однако в нашей стране в последние годы получение знаний на качественном уровне, достойном мировых стандартов, становится проблематичным.

Сейчас по стране идет очередное Единое национальное тестирование, о которое уже было сломано столько копий в полемике и реальных судеб детей. Министерство образования и науки усиливает меры безопасности, включая новые технические новшества, вкупе с уже использованными в прошлые годы глушителями мобильников и металлоискателями.

Возникает вопрос — зачем столь беспрецедентные меры, которые ко всему прочему стоят вполне реальных денег налогоплательщиков? «Для достижения объективности результатов и защиты технологии тестирования от вмешательства», — пояснил в одном из прошлогодних интервью директор Алматинского центра новых технологий в образовании Темирхан Тасболатов.

Видимо, эти меры в прошлые годы показали себя настолько эффективно, что с их помощью удается показать реальные результаты знаний и решено их «усилить и углубить». Однако являются ли «силовые» методы столь уж эффективными и только ли результаты ЕНТ являются показателем качества современного образования в Казахстане?

Давайте посмотрим, что происходит на самом деле. Например, как проходит ЕНТ с точки зрения официальных лиц от образования и получателей услуги — детей и их родителей.

Чтобы не быть голословными, приведем мнения о ЕНТ пользователей, например, портала Kazakh.ru: Нурсултан: «…Что я могу сказать, сдавал я ЕНТ еще три года назад, учился я в школе отлично, но в ЕНТ из-за волнения и страха провалил, набрал всего лишь 64 балла… ЕНТ, да и вообще тесты, ухудшают качество образования, не дают в полной мере оценить знание ученика, это уже давно доказано в мире, тем более в наши времена, особенно в Казахстане коррупция вокруг ЕНТ очень высокая… надо убрать ЕНТ и вернуться к советской системе образования, ведь она была одной из лучших в мире…»

Екатерина: «Я работаю преподавателем в вузе уже 10 лет. С тех пор, как ввели ЕНТ, школьники (абитуриенты, первокурсники) становятся тупее с каждым годом! Еще бы, ведь их учат только кружки закрашивать. А так они не могут связать двух слов. Учителя, директора школ давят на них, пугают, конечно, ведь им тоже по шапке надают, если что. А когда мы проводим профориентационную работу, директора просят нас агитировать школьников поступать в колледж, чтобы они не сдавали ЕНТ. Им так проще! А во что превратилось образование! Кошмар! P. S. А в этот раз школьников везли на ЕНТ как молодогвардейцев на расстрел!» Сакен: «ЕНТ — это полное отражение нашей действительности.

Коды тестов возвели в ранг государственных секретов, хорошо, но всегда найдутся обходные пути, благодаря которым можно в нашей жизни решить любые проблемы. Задайтесь вопросом, кто контролирует установленный режим в аудиториях при проведении ЕНТ. Вот где находка для тех, кто плохо учился, но у кого папы и мамы хоть чего-то могут в жизни. Вот почему контролеры избирательно подходят к вопросу о сотовых телефонах и прочему, потому как существует пресловутый человеческий фактор, и какая бы охрана ни была построена вокруг проведения ЕНТ, всегда найдется способ обойти ее».

Таков взгляд получателей данной услуги. Давайте теперь посмотрим, что думают по этому поводу служащие от образования. Судя по отчету министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова, об итогах ЕНТ за 2011 год, размещенных на сайте Министерства образования и науки, главным врагом качества образования является… заочная система обучения! Якобы именно она дает снижение качества подготовки. А в очной сфере, как отрапортовал министр, у нас проблем нет, все просто чудесно и замечательно. Ни слова о некачественных учебниках, педагогах, которые вместо того, чтобы учить детей, изучают новые государственные стандарты, которые министерство плодит каждый год. Про качество самого единого экзамена тоже ни слова.

Зато из отчета читатель вполне может сделать вывод, что во всем виноваты дети, которые выбирают профессиональное образование через систему ТиПО (технического и профессионального образования). На этом основании единый экзамен министр предлагает ввести еще и для заочников, а также для всех остальных категорий учащихся. По пути «повысив пороговый уровень ЕНТ и обеспечив жесткий уровень секретности вопросов», а также приняв ряд других мер, которые выглядят так, словно нацелены похоронить заочное образование для казахстанской молодежи. Все это выглядит еще более странным на фоне слов президента страны Нурсултана Назарбаева, который в своем ежегодном послании четко сказал: «…Важный вопрос — обеспечение возможности для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы… Каждый молодой человек должен иметь возможность, не отрываясь от работы, получить профессию и образование. Министерству образования необходимо проработать этот вопрос».

Мы здесь даже не будем уделять много времени обсуждению крайне низкого качества казахстанских учебников. Этот очевидный факт вынужден признать и сам министр образования и науки Бакытжан Жумагулов: «Запросы и претензии (относительно качества учебников) во многом обоснованы…» Его дополняют и другие изречения. «Как известно, в течение ряда лет подвергается критике качество отечественных учебников. Отдельные издания пестрят орфографическими и стилистическими ошибками. Вызывают нарекания не только содержание, но и полиграфическое их исполнение. Не выстроены принципиально творческие и деловые отношения между авторами и издателями, не отвечает требованиям времени проводимая экспертиза учебников», — говорится в одном из сообщений пресс-службы МОН.

Только в 2011 году на разработку и апробацию учебников и учебно-методических комплексов из бюджета Министерства образования было потрачено 420 423 000 тенге (информация об исполнении бюджета МОН за 2011 год с сайта министерства). По данным Министерства образования, размещенным на сайте, в 2011 году были рассмотрены экспертные заключения на 853 учебника и учебно-методические комплексы. В итоге 223 учебника и УМК направлены на доработку, 16 учебников и УМК не рекомендованы. То есть четверть всех рассмотренных учебников оказалась «с браком». Таким образом, путем нехитрых арифметических вычислений приходим к выводу, что 105 105 750 тенге государственных денег фактически выброшены на ветер, поскольку на доработку этих самых УМК наверняка выделены отдельные бюджетные средства. Красиво жить не запретишь!

Вместе с тем обращает на себя внимание инициатива министра по отношению к подобным «творениям». Так, он предложил некачественные образцы учебников размещать на веб-сайте МОН РК для публичного анализа их содержания еще в октябре прошлого года. Однако на июнь этого года нам не удалось обнаружить не только образцов этих самых учебников, но даже и ссылка «Обсуждение качества учебников» на сайте министерства не работает. Что это — саботирование предложений руководства или само предложение с самого начала было сделано лишь для того, чтобы «сохранить лицо», и не подразумевалось к исполнению? Интересно, а тесты ЕНТ составляются по казахстанским учебникам? Скорее всего нет, но тогда как дети, обученные на местных низкокачественных, изобилующих ошибками учебниках, должны сдавать ЕНТ, как с них можно спрашивать качество знаний?

Квалификация учителей во многих регионах также оставляет желать лучшего. Конечно, ситуацию нельзя назвать столь же катастрофичной, как с учебниками — сейчас много начали делать для повышения квалификации учителей. И первым шагом традиционно стала очередная реорганизация системы повышения квалификации. Однако вводимые новые программы с использованием лучших мировых практик и разработок внушают оптимизм и, уверены, в будущем принесут свои плоды.

Надеемся только, что данный факт не станет единственной «медалью за достижения», которой уже размахивают чиновники в своих интервью республиканским СМИ — ведь это обыкновенная качественная работа, которая является повседневной обязанностью Министерства образования. Согласитесь, было бы глупо, если бы слесарь в конце смены лез на свой станок и кричал: «Смотрите все, я выточил деталь, приз в студию!» Никому и в голову не приходит бахвалиться добросовестным выполнением своих рабочих обязанностей.

В целом грустная получается картина. При сдаче ЕНТ опять работают металлоискатели и глушители телефонов, а также проводятся поиски шпаргалок, и сопряженные со всем этим процессом нервные срывы детей, родителей, педагогов. А поскольку за низкую успеваемость и плохие результаты ЕНТ можно не просто «получить по шапке», но и должности лишиться — причем это касается всего руководства от «низа» до «верха», — будет и театр абсурда. Уже перед началом ЕНТ на публике были продемонстрированы глушители телефонов, веб-камеры — а за закрытыми дверями экзаменационных комнат педагоги зачастую будут всячески помогать детям — чтобы школа показала хорошие баллы. Учебников хороших мало, учителей в очередной раз переобучают, где искать знания и поддержку нынешним выпускникам — непонятно. Получается замкнутый круг.

Почему никому в отечественном Министерстве образования не приходит в голову, что нужно искоренять причину, а не бороться с последствиями? Что низкое качество учебников, бесконечные смены стандартов образования, которые забирают массу внимания тех же педагогов, и в целом весьма среднее качество среднего образования (уж простите за тавтологию), которое можно получить в Казахстане, — это вина не только нерадивых учеников (ну не могут же все четыре с лишним миллиона детей быть безответственными и неспособными), но и тех, кто отвечает за это самое образование?

И что не детей нужно запугивать на экзаменах (вплоть до того, что дети предпочитают уйти из школы, нежели появиться на ЕНТ), не веб-камеры оплачивать, а оторваться наконец от дележа бюджета и заняться качеством образования. Тогда не нужны будут драконовские меры, тогда дети будут брать знания из головы, а не из шпаргалки. Тогда в цеха и в офисы будут приходить действительно высококвалифицированные молодые специалисты, достойная смена, и не будет нужды «до последнего» эксплуатировать старшее поколение, без которого производство «встанет», как это зачастую происходит сейчас. И вот тогда мы смело сможем сказать: «Наше образование — лучшее в мире».

Дарига Дарменова, Алматы

Категория: