Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Из опыта работы по воспитанию культуры поведения младших школьников с нарушениями слуха

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Черкашина Ирина Александровна, воспитатель I категории, КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха» СКО, г. Петропавловск

Черкашина Ирина Александровна

Цель: воспитание культуры поведения школьников.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру поведения,
  • воспитывать навыки и привычки культурного поведения;
  • формировать духовно-нравственные ориентиры.

В понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: это и этикет, и правила поведения с другими людьми, и поведение в общественных местах, и правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности, правила приличия, хорошие манеры. Всему этому нужно научить ребёнка, чтобы он применял эти правила постоянно на протяжении всей жизни.

То, что относится к внешней стороне поведения заставляет ребёнка уметь владеть собой, быть спокойным. Если, будучи школьником, ребёнок грубо относится к людям, со временем у него сформируются соответствующие качества личности.

С семьи, с детского сада начинается воспитание навыков и привычек культурного поведения. Регулярным оно становится в школе, где ребёнок находится более 10 лет. Каждый воспитатель в нашей школе-интернате для детей с нарушениями слуха на внеклассных занятиях формирует у школьников любовь к Родине, трудолюбие, дружбу, честность. Кроме этого я провожу занятия о том, каким должно быть поведение не только в школе и дома, но и в общественных местах, приобщаю детей к бережливости. Дети должны научиться уважать труд взрослых и своих же друзей. Младший школьный возраст достаточно гибкий, благоприятный период в формировании нравственных норм.

Ни для кого не секрет, что формирование личности ребёнка -это непрерывный процесс. Поэтому решение любой воспитательной задачи в любом случае отразится на личности ребёнка в целом, повлияет на его внутренний мир.

В культуре поведения важное место занимают навыки и привычки. Воспитание культуры поведения не может ограничиться кругом элементарных знаний, навыков которые даёт начальная школа. В средней школе педагоги продолжают начатую работу, углубляя, уточняя, расширяя знания, навыки, свойственные культурному школьнику.

Мною замечено, что навыки и привычки культурного поведения у многих учащихся значительно отстают от знания соответствующих правил. В работе со слабослышащими учащимися я делаю акцент на появление этих привычек и навыков. Со своими первоклассниками я провожу специфические задания для отработки навыков культурного поведения. В младшем звене начинает закладываться прилежность, деликатность, учтивость, прививаются хорошие манеры. А для детей с нарушениями слуха этот процесс длится несколько дольше. Если детям с ранних лет прививать нормы культурного поведения, то в старшем школьном возрасте не придётся перевоспитывать учащихся.

Нельзя приучать детей к культуре поведения от случая к случаю. Если ребёнок не знает, как надо себя вести в конкретной ситуации, педагог должен показать правильное поведение, разъяснить, почему именно так необходимо себя вести. Если дети нарушают норму, нужно указать на ошибку, требовать правильного поступка, используя различные способы педагогического воздействия. Организуя внеклассные занятия школьников на темы хорошего поведения, я попутно объясняю, что нужно непременно соблюдать определённых правила поведения по отношению и к взрослым, и друг к другу: будь то учение, труд, игра, либо во время экскурсии, в театре или кино. Недостаток постоянной работы на эти темы приводит к непониманию детьми требований к их поведению.

В наши дни можно наблюдать как многие учащиеся школ грубят взрослым, друг другу и частенько нарушают общественный порядок. Такие негативные действия могут появляться тогда, когда воспитание культуры ведётся хаотично, набегами. Поэтому замечание взрослого к поведению именно в данной ситуации рассматривается детьми как негативное, предвзятое к ним отношение, а не как руководство к тому, чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону.

Сейчас мои ученики из подготовительного перешли в 1 класс. У детей этого возраста есть особенности, благодаря которым проводимая планомерная работа по воспитанию культуры поведения пройдёт плодотворно. Это такие особенности, как уважение, авторитет, которым пользуется как учитель, так и воспитатель, с которым дети школы-интерната проводят много времени. При этом каждое слово педагога — закон для детей. Но также не стоит забывать, что у первоклассника новая роль. Роль школьника, который уже не малыш, он — взрослый, занят серьёзным делом. В этом возрасте дети серьёзно воспринимают новые для них требования к культурному поведению. Мне как воспитателю легче создавать специальные ситуации на внеклассных занятиях для тренировки или отработки поведения. Младшие школьники эмоциональны. Благодаря этому нужный интерес к занятиям по культуре поведения вызвать гораздо легче. Но помимо этого необходимо помнить, что дети стремятся подражать педагогу. Нужно следить за собой и выполнять все правила, которые мы внушаем детям. Вся проводимая работа очень снизит эффективность, если у самого педагога будет отсутствовать культура поведения.

У детей мышление конкретное. С одной стороны, если ребёнок привык здороваться с педагогами в школе, на улице он может не сделать этого. Происходит это потому, что для ребёнка это новая обстановка, произошло сужение условий, в которых применяется правило. С другой стороны, дети, привыкнув здороваться со взрослыми, приветствуют их при каждой встрече, то есть произошло расширение сферы применения правила. Учитывая ситуативность поведения детей, нужно разнообразить условия, в которых учащиеся должны упражняться при выполнении тех или иных правил культурного поведения. Следовательно, с детьми на внеклассных занятиях нужно обыгрывать различные ситуации, специально учить применять правила. Постоянно необходимо следить за выполнением детьми правил культурного поведения.

Работа по культуре поведения будет действенной, если педагог удачно чередует разъяснения правил и упражнения детей. Разъяснение может проходить в разных формах.

Например, в беседе воспитатель задаёт вопросы, направляет беседу, добивается верных ответов, учащиеся отвечают, дополняют друг друга. Здесь уже будет понятно, понимают ли дети те или иные правила. Следует использовать при проведении бесед факты из жизни класса, из наблюдений детей. В итоге беседы воспитатель обобщает всё сказанное детьми, говорит об ошибочном высказывании, формулирует правила поведения.

Основное упражнение — повседневная работа педагога, который должен так организовать взаимоотношения детей в коллективе, чтобы они сами хотели соблюдать правила поведения, стремились к этому. Педагог должен постоянно напоминать детям о правилах и следить за их выполнением.

Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. Нравственное воспитание школьников в дальнейшем определяет моральный облик граждан страны.

Категория: