IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Использование средств информационно-коммуникативных технологий на уроках истории

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Шайхутдинова Виктория Фауисовна, учитель истории и самопознания, средняя школа № 173 имени Алии Молдагуловой, город Кызылорда

Шайхутдинова Виктория Фауисовна

В настоящее время в Казахстане происходит реорганизация всей системы образования. Казахстанская модель образования, вбирая в себя передовой опыт лидирующих стран, на рынке образовательных услуг, направлена на глобализацию и информатизацию образовательного процесса

Невозможно представить себе образованного человека, который не знает истории, истории своего края. История способствует расширению кругозора человека, воспитывает в нем казахстанский патриотизма и гуманизма. Одна из задач школьной истории состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия истории, но и научить грамотно работать с информационными технологиями, что и соответствует главной задаче образовательной политики Казахстана.

Приоритетами образовательного процесса сегодня является умение самостоятельно добывать знания, умение думать, анализировать, обобщать и обрабатывать найденную информацию.

Информационные технологии способствуют развитию новых качеств взаимодействия между учителем и учеником, создают положительную мотивацию на творческую, исследовательскую деятельность. Использование ИКТ-это прежде всего, рациональное использование времени, повышение интереса к предмету, активизация учебной деятельности школьника. История — один из тех предметов, в котором «говорят факты и только факты» — и поэтому требуется использование компьютерных технологий, аудио-и видео дополнений для более красочного представления исторических материалов.

Сейчас очень много образовательных ресурсов по истории, открывающих перед детьми любые сокровища цивилизации, можно легко совершить путешествие по 7 чудесам света- всего один клик. Конечно, сопровождение уроков истории фильмами, флеш-анимацией оживляют их, делают понятным и запоминающимся, вызывают интерес к предмету, появляется потребность что-то найти самому, понять это и в виде проекта ознакомить учащихся класса. Вот так и создается ситуация успеха.

Как известно, мы все познаем мир с помощью органов чувств. Например, около 80% информации мы получаем с помощью зрения, около 12% — слух, и остальные 8% — с помощью остальных органов.

Для современного школьника привычным способом получения информации является красочный экран: телевизор, компьютер, сотка, а теперь уже и планшеты. Использование художественных материалов способствуют не только развитию образного восприятия, но и развитию критического мышления, так как детям приходится сопоставлять увиденное с описанным в том или ином источнике. Конечно, из года в год качество учебников возрастает, учебный материал представлен в полном объеме, но все-таки есть один минус- слабый иллюстративный материал. Кроме этого учебники насыщены сложными терминами, в результате чего затрудняется процесс осмысления, так как все абстрактно и «сложить картинку» изучаемого очень сложно. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Итак, ИК технологии способствуют:

  • повышению уровня наглядности на уроке;
  • стимулированию познавательного интереса к истории;
  • придает учебному процессу проблемный, исследовательско-творческий характер;
  • обеспечивает индивидуализацию учебного процесса;
  • развитию самостоятельной деятельности школьников;
  • налаживанию контакта между учеником и учителем;
  • вовлечение детей в исследовательские работы.

Стало очевидным, что у учащихся, активно работающих с ПК, более высокий уровень навыков самостоятельно работы, они более ориентированы в огромном потоке информации.

Самым доступным и легко обучаемым является программа Ms. PowerPoint с использованием интерактивной доски и проектора, в которой можно готовить слайды, делать всплывающие портреты, информация, карты, также успешно работать с аудио- и видео материалами. Возможности Ms. PowerPoint настолько обширны, например, можно создавать тесты с выставлением оценки, сопоставление исторических фактов- с помощью инструмента карандаш в демонстрации.

Использование компьютера на уроках я классифицирую так:

І. Демонстрация
ІІ. Тестирование
ІІІ.Дистанционное обучение

І группа — это наиболее часто используемая и распространенная технология. Здесь могут использоваться готовые электронные уроки, презентации, готовые материалы с интернета. Также этот пункт подразумевает сближение учеников классов одной задачей, зарождение творческого начала и подхода, эстетика, актуальность, целесообразность — и все это становится не пустыми словами, а критерием их деятельности.

ІІ. Тестирование — наиболее распространенный вид контроля знаний. Существует множество программ, оболочек, в которые можно вставить свои тесты по разделам, по полугодию, по эпохам и получать моментальную оценку труда учеников. Происходит экономия времени для разбора неверных ответов и ликвидация пробелов в знаниях проходит активнее.

ІІІ. Дистанционное обучение, участие в дистанционных олимпиадах стало действительностью сегодняшнего времени. Проходят дистанционные олимпиады по истории Казахстана как для учеников, так и для учителей, такие же дистанционные олимпиады по этнографии казахского народа. По всемирной истории наиболее популярны международная дистанционная олимпиада МАЛОЙ АКАДЕМИИ НАУК РФ. Работая с источниками, дети учатся лучше овладевать компьютером, интернетом, учатся задавать конкретные задачи.

Использование ИКТ способствует повышению интереса к образованию и воспитанию.

Преимущества использования ИКТ:

  • использование СД-дисков, электронных учебников с текстовой, аудио-и видео информацией, программы-тесты, делающие анализ ошибок, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся к предмету. Кроме этого большие возможности использование Интернета для получения материалов;
  • интегрирование урока истории с компьютером помогает сэкономить много времени, при этом обучение становится более интересным, содержательным и интенсивным;
  • этот метод обучения позволяет лучше оценить знания и способности ребенка, стимулирует его рост и дальнейшее освоение компьютера;
  • овладение учащимися информационных технологий способствует развитию творческих способностей, ведь создавая слайды, тесты, дети хотят, чтобы все было на высоком эстетическом и техническом уровне и стремятся к этому;

Использование ИК технологий повышает мотивацию обучения и имеет множество положительных сторон:

  • обогащение учащихся знаниями;
  • облегчается усвоение учебного материала;
  • вызывает стойкий интерес к изучению истории;
  • обогащает кругозор детей;
  • возрастает использование дидактических и методических материалов.

Цели применения ИКТ на уроках истории:

  • сделать урок занимательным;
  • за счет применения готовых карт, схем, тестовых заданий — повышение темпа урока;
  • увеличение объёма самостоятельной и индивидуальной работы учащихся;
  • осуществление оперативного контроля знаний учащихся.
  • применение различных методов обучения — проблемных, игровых, развивающих индивидуальность творческие способности учащихся и их индивидуальность;
  • реализация межпредметных связей;
  • применение проектной деятельности учащихся.

Конечно, в современной школе компьютер не может решить всех проблем — он является многофункциональным техническим средством обучения.

Только в сочетании образовательных и информационно-коммуникативных технологий образования будет достигнута цель — эффективная организация познавательной деятельности детей в ходе учебного-воспитательного процесса и создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования, построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообучения.

Использованная литература:

1. Буланова—Топоркова М.В. «Педагогические технологии», М-Р-н-Д, 2004 г.
2. Кузнецов И.Н. «Настольная книга преподавателя», М., 2005 г.
3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — Народное образование. Москва, 2005
4. Угринович Н. «Информатика и информационные технологии», М., 2005 г.
5. Чернов А. В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40–46

Категория: