Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Шарипова Н.Г. учитель английского языка Северо-Казахстанской областной специализированной школы-интернат для одаренных в спорте детей г. Петропавловск

Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка | Фото с сайта gorkschool.ru.gg

В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись.

Используя компьютер на уроках, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе, в котором, весьма остро стоит проблема защиты человеческого сознания от информационной перегруженности. На учителя возлагается такая ответственная задача, как обучать детей критически осмысливать потоки информации которые обрушиваются на неподготовленного к их восприятию и осмыслению ученика.

Использование информационных компьютерных технологий расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, повышает эффективность урока, делает его ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным. Использование на уроках иностранного языка компьютерных презентаций позволяет реализовать коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта — всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.

Создание и использование мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint на уроках и во внеклассной работе является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания.

Использование мультимедийных презентаций имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения: позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

  • критическое осмысление информации
  • выделение главного в информационном сообщении
  • систематизирование и обобщение материала
  • грамотное представление имеющейся информации

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению предмета.

Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы Power Point.

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в Power Point, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Использовать презентацию можно на любом этапе урока: на этапе мотивации; этапе актуализации знаний, умений и навыков; этапе изложения новых знаний; этапе закрепления, обобщения и систематизации; и этапе контроля знаний.

Компьютерная презентация — это набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле.

Слайд — логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране монитора, листе бумаги или на листе цветной пленки в виде единой композиции.

В составе слайда могут присутствовать следующие объекты:

  • заголовок и подзаголовок
  • графические изображения (рисунки)
  • таблицы
  • диаграммы
  • организационные диаграммы
  • тексты
  • звуки
  • маркированные списки
  • фон
  • колонтитул
  • номер слайда
  • дата
  • различные внешние объекты

Демонстрация — процесс проведения компьютерной презентации.

1 этап. Постановка задачи

1) Для какого мероприятия предназначена презентация (от этого зависит форма подачи материала, шрифтовое оформление, наличие или отсутствие звука, диаграмм и т. п.):

  • для проведения урока
  • для внеклассного мероприятия
  • выступление

2) Тип урока, на котором используется презентация (от этого зависит сложность структурирования презентации, необходимость использования дополнительных возможностей Power Point):

  • лекция
  • самостоятельная работа
  • эксперимент
  • контроль знаний

3) В какой форме будет происходить демонстрация:

  • управляемая докладчиком
  • автоматическая

4) Как будет происходить демонстрация (от этого зависит масштаб элементов на слайдах, цветовые решения, яркость и контрастность презентации):

  • на мониторе учительского компьютера
  • с помощью проектора
  • на всех мониторах
  • на экране телевизора

2 этап. Планирование презентации

  • Этот этап начинается с отбора медиаматериала: текстовых, звуковых, графических файлов, web-страниц, содержащих нужный материал. При необходимости сканируются и обрабатываются в графическом редакторе выбранные изображения. Подбирается текстовый материал.
  • Затем полученный материал необходимо разделить на логически законченные блоки (разделы). Таким образом, мы получим содержание нашей презентации.
  • Далее необходимо решить, хотя бы приблизительно, сколько слайдов будет содержаться в каждом разделе. Это зависит от объема материала.
  • Определите порядок следования разделов в презентации. Структура вашего выступления тесным образом должна быть связана с разделами презентации

Определите возможные переходы.

3 этап. Создание презентации

Этап создания презентации характерен, прежде всего, тем, что необходимо за очень короткое время создать грамотный, с дизайнерской точки зрения, проект.

Несколько рекомендаций по оформлению презентаций:

  • Вставить любой объект, который хранится как отдельный файл на диске, можно с помощью пункта Вставка
  • Вставить отдельный фрагмент какого-нибудь файла можно открыв этот файл в соответствующей программе, выделив его и скопировав в буфер обмена (Редактирование/Копирование), а затем вставив на нужный слайд (Редактирование/Вставить).
  • Фон слайдов можно установить с помощью пункта меню Сервис/Фон. Желательно, чтобы фон был одинаковым на всех слайдах, исключение можно сделать для титульного, последнего листа и содержания. Для того чтобы установить одинаковый фон, служит кнопка Применить для всех…
  • Переходы между слайдами можно установить с помощью пункта меню Показ слайдов/Смена слайдов. Желательно, чтобы переходы были одинаковыми на всех слайдах (или чередовались два однотипных перехода). Для того чтобы установить одинаковые переходы, служит кнопка Применить для всех…
  • Советуем обратить внимание на уже готовые цветовые схемы и оформление слайдов. При этом необходимо, чтобы презентация имела индивидуальные черты. Это не взаимоисключающие требования, этого можно добиться, добавляя свои элементы оформления или изменяя готовое оформление. Выбрать оформление и цветовую схему можно с помощью пункта меню Формат/Оформление слайда.
  • Расположение объектов на слайде должно быть однотипным. Для этого лучше использовать готовые макеты страниц Формат/Разметка слайдов.
  • Если вы используйте векторные изображения, импортированные из других графических форматов (WMF, EMF, CDR, CCX и др.), то преобразуйте его в рисунок Microsoft Office, рисунок станет выглядеть лучше, т.к. в Power Point встроены средства сглаживания изображения на экране.
  • Определите, как будут меняться слайды: автоматически (или) по нажатию клавиш.
  • Навигацию можно реализовать с помощью управляющих кнопок Автофигуры/Управляющие кнопки, хотя можно использовать в качестве кнопок любой объект слайда. Для этого надо выделить объект и настроить его действие с помощью пункта меню Показ слайдов/Настройка действия.

Эффективность использования презентаций

  • формирование навыков самостоятельной работы
  • развитие познавательных способностей
  • совершенствование коммуникативных навыков и ответственности за свою работу
  • формирование информационных компетенций
  • повышение культурного уровня

Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, способствующим лучшему запоминанию учебного материала. При ее систематическом использовании возрастает (увеличивается) продуктивность обучения. Ключевые идеи каждой темы курса в презентациях содержатся в систематизированном виде. В такой форме содержание изучаемого материала представлено коротко и наглядно. При объяснении нового материала они сопровождают, иллюстрируют рассказ учителя. Использование презентации обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Такое сопровождение позволяет получать детьми информацию не только аудиально, но и визуально. Таким образом, понимание достигается не только посредством устного слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект. Кроме того, вместе с обеспечением наглядности презентация помогает упорядочить знания.

Таким образом, использование презентаций Microsoft Power Point позволяет сделать как урок, так и внеклассное мероприятие более зрелищным, насыщенным и эффективным. Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Это и облегчает работу учителя и вызывает огромный интерес у учеников, их мотивацию, предлагает простые и удобные средства для решения широкого круга задач, усиливает мотивацию, предоставляет учащимся дополнительный стимул в изучении иностранного языка.

Используемая литература:

  1. Дронов, В. А. Macromedia Flash MX [Текст] / В. А. Дронов. — СПб.: «БХВ-Петербург», 2003.
  2. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Учебно-методическое пособие [Текст] / НФПК, Федерация Интернет Образования. — М., 2006
  3. Рейнхарт, Роберт, Лотт, Джо. Macromedia Flash MX. Action Script. Библия пользователя [Текст] / Роберт Рейнхарт, Джо Лотт.: Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2003
  4. Электронная образовательная среда КМ-Школа [Текст]: Руководство администратора. — М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.

Журнал «Современный урок»

Категория: