Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интегрированный урок русской литературы и биологии по отрывку романа Ч. Айтматова «Плаха»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Горохводацкая Анна ВасильевнаКалыбаева Сауле Есимовна

Горохводацкая Анна Васильевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Калыбаева Сауле Есимовна, учитель биологии и химии, вторая квалификационная категория, КГУ «Новоишимская средняя школа № 2», с. Новоишимское район имени Г. Мусрепова СКО

Знакомство с особенностями жизни собачьих (волков)

Цель: Готовить к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей на примере отрывка романа Ч. Айтматова «Плаха» и стихотворения О. Сулейменова «Волчата».

Задачи:

  • Учить понимать язык поэзии и прозы, дать азы эстетического воспитания слова.
  • Познакомить с фольклорными мотивами, отраженными в изучаемых произведениях.
  • Развивать чувство патриотизма, национальной гордости.
  • Познакомить с особенностями жизни семейства собачьих.
  • Учить проводить сопоставительный анализ лучших произведений литературы, находить точки соприкосновения.

Оборудование: Слайды с портретами Ч. Айтматова, О. Сулейменова, изображения волков, пословицами и поговорками о волках, изображением волков.

Оформление: плакат с изображением волков, выставка книг.

Эпиграф: «Пока жива родная земля, живы и мы!» Ч. Айтматов.

Ход урока

I. Поэтическое вступление

1. С. Сейфуллин «Раненая сайга» (на казахском и русском языках).

Подбита безжалостной пулей врага,
Понуро свои опустивши рога,
К убежищу робко пыталась пробраться,
Шатаясь, брела по пустыне сайга.
Уже невозможно ей боль превозмочь,
Под солнцем палящим идти ей невмочь,
И нет ей пристанища в голой пустыне,
И нет никого, кто бы смог ей помочь.
Так кто же в пустыне следил за тобой,
Когда за сухой ты нагнулась травой?
Холодный убийца, бездушный охотник
Всадил в тебя пулю жестокой рукой.

Киікті қазақ және дейді бөкен,
Бетпақты бұл бейшара қылған мекен.
Бөкенді атып мерген өлтіргенде,
Жазасыз жан өлді деп ойлай ма екен?
Бөккеннен сұлу аңды мен көрмедім,
Өзге аңға жануарды тең көрмедім.
Көздері мөлдіреген ақ бөкенді,
Адамның баласынан кем көрмедім.
Қап-қара екі көзі мөлдіреген,
Әдемі екі танау желбіреген.
Елеңдеп жас балаша жалтаңдайды,
Жел түрткен жүсаннан да селдіреген.

2. А. Яшин «Люблю все живое!».

Когда-то и я убить не мог,
Чтоб ни летело над головой,
Садился за вёсла — ружье у ног,
Шел в чащу — заранее взводил курок,
На жатву брал дробовик с собой.
Стрелял я и в коршуна, и в воробья,
Не разбирался — друзья? Враги?
А ныне...
На ток хожу без ружья,
Катаюсь на озере без остроги,
Доверие птиц умею ценить.
Бывает легко на душе, когда
Случайно удастся жизнь сохранить
Птенцу, упавшему из гнезда.
Себя самого узнать не могу,
Осинки в лесу зазря не срублю,
В корнях родничок, что клад берегу,
На муравейник не наступлю, -
Люблю все живое,
Живых люблю.

Что общего в стихотворениях этих поэтов? (любовь к природе, ко всему живому).

II. Мотивационный момент

Ты, бесспорно,
Вершина природы,
Мой брат,
Человек.
Только где и когда
ты видел
без подножья
вершину? Р. Рождественский.

— О чем предупреждает в своем «Монологе Царя зверей» Р. Рождественский? (Человек — вершина природы).

— Её подножие? (Животные, птицы, рыбы, деревья, цветы).

— Человек — часть природы, он оказывает на нее влияние.

Неужели же выхода нету
Уберечь от несчастий планету,
Шум дубрав и течение рек?
Мир отравлен и злобой, и газом.
Где же он, твой божественный разум,
Человек, человек, человек?
Н. Старшинов.

III. Словарная работа

— Что есть милосердие, разум?

— Где грань дозволенного, где черта, за которой добро оборачивается злом, недостаток становится пороком? В чем смысл жизни, в чем истина?

— Как вы определите понятие милосердие? (Милое сердцу деликатное проявление души человека)

— А что мило вашему сердцу в поведении других людей? Составим перечень проявлений милосердия (взаимопомощь, поддержка, добро, ласка, внимание,, комплимент, подарок, поздравление...).

Видите, как много зависит от человека в его отношениях с окружающими людьми.

— Скажите, природа нуждается в нашем милосердии? В чем оно должно проявляться?

— Когда вы слышите слово природа, ассоциируется ли оно у вас со словами патриот, гражданин?

Слово патриот происходит от греческого patris — «родина», отечество, земля отцов.

— Можно ли в одну цепочку включить слова природа, Родина, патриот, гражданин? «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин». Ф.М. Достоевский.

— Согласны ли вы с таким определением гражданственности? Продолжите фразу: «Как гражданин, я ...

Как гражданин и патриот своей страны, писатель, исследователь, бывший геолог, поэт «творящий на русском языке, целиком оставаясь поэтом казахским», по мнению Леонида Мартынова, глава Всемирного антиядерного движения «Невада-Семей», автор книг «Аз и Я», «Язык письма» и т.д.

— О ком идет речь? (О. Сулейменов). Написал прекрасное стихотворение «Волчата» (Чтение наизусть).

— Какое впечатление произвело на вас стихотворение О. Сулейменова?

— Какое настроение оно вызывает?

— Какую проблему поднимает?

В нем ярко выражено народное мироощущение: нельзя бессмысленно причинять зло окружающей нас природе.

О. Сулейменов в своем стихотворении еще только предупреждает нас о том, что вместе «с густой холодеющей кровью» в волчат вливается жажда мести, а в романе Ч. Айтматова «Плаха» ответное зло уже совершилось.

IV. Анализ отрывка Ч. Айтматова «Плаха»

1. Сообщение учащегося о творчестве Ч. Айтматова.

2. Вопрос по содержанию.

— О какой паре волков идет речь?

— Что случилось с первенцами волчьей пары?

— Куда направилась Акбара после смерти потомства?

— Какие испытания выпали на долю волков?

— Какая трагедия произошла на Иссык-Куле?

— Один из героев романа похитил у Акбары волчат, чтобы продать их на базаре, а деньги пропил. Волчица тосковала по своим детенышам, выла по ночам, не зная, куда излить своё материнское тепло. Трагедия волчицы обернулась человеческим горем.

— Прочтите отрывок, когда Акбара стоит перед малышом Кенджешем (стр. 184-185).

— Что произошло потом? На что решился Бостон в отчаянии? Прочтите описание состояния Бостона после убийства им Базарбая. Что символизирует конь без узды?

3. Работа учителя биологии.

— Какие ассоциации вызывает обычно слово волк?

Рассказ учителя и учеников о волках.

— Семейство собачьих ө самое древнее из отряда животных. Его представители обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Самая главная и крупная собака — серый волк. Именно волк — родоначальник многочисленного племени домашних собак. Волки любят степь, полупустыню, тундру, небольшие леса, перемежающиеся с открытыми пространствами. Живут они парами или семьями. Зимой несколько семей могут объдиниться в стаю. Волки — искусные охотники. Их главная добыча — копытные животные, хотя охотятся они и на зайцев, лисиц, мышей. Их по праву называют санитарами природы, так как они поедают павших и заболевших животных, регулируя таким образом их численность. В Казахстане волков достаточно много и охота на них разрешена в любое время года. Эти хищники истребляют домашних животных, иногда нападают и на человека, поэтому люди объявили им войну. Слава у них недобрая.

Қасқыр (латынша: Canis lupus) жыртқыш аң. Басқа атаулары да белгілі: бөрі, бері. Еркек қасқыр шамамен 50 килограмм болады, ал ұрғашысы 45 кг болады.

Тұрғылықты жері жердің солтүстік жарты шеңберінде өмір сүреді.

Ежелгі Қытай жазбаларында мынадай бір аңыз бар: Кезекті бір шайқаста ғұндардың бір бөлігі қатты жеңіліс табады. Қарсыластары сол жердегі бүкіл ғұн атаулыны қырып-жойып, атып-шауып тастайды. Ең аяғында жалғыз ер бала ғана қалады. «Ит қорлықпен өлсін» деген мақсатта дұшпандары оның аяқ-қолын шауып кетеді. Елсізде қалған баланы бір қасқыр тауып алады да өз сүтімен асырайды. Адам аяғы баспайтын биік бір таудың ішіндегі үңгірде бала өсіп, ер жетеді. Осы баладан қасқыр жүкті болып, он ұл тауыпты. Түркі халықтары осы он ұлдан тараған-мыс...

Қасқыр — қайсар, аса сақ, қу хайуан. Қайсарлығы — оның кез келген айқаста жеңіске жеткенше не жеңіліп, демі үзілгенше шайқасуынан көрінеді. Ал аса сақ, аса қулығы әр түрлі әрекеттеріне байланысты айтылған. Бірде бір сұр қасқыр ауыл-үйдің арасына кіріп кетеді. Қиқулап қуа жөнелген топ алдына ғана келе жатқан қасқырдан демде көз жазады да қалады. Ары іздейді, бері іздейді, жоқ. Кейін артынан анықтап білсе, арлан қасқыр ауыл арасында тұрған электр желісінің бағанасын құшақтан, тікесінентік тұра қалған екен. Сұр бағана мен сұр қасқыр ешкімнің назарына да ілікпепті. Қасқырдаң ақылдығына танданысқан топ, бастарын шайқаса тарқасыпты.

Қасқыр — дала тағысы. Кислі саналатын көкбері тұқымына қатысты тағы бір дерек, ол- оның отбасына беріктігі. Қасқыр бір ғана отбасына ие және ол — бөлтірік тәрбиесін толықтай өз мойнына алған хайуан. Ауыздандыру, бөлтірігін көкжалға айналдыру, бәрі-бәрі осы ата қасқырдың құзырындағы міндет. Өзге хайуандарда жоқ осы қасиеттер киелі жаратылыс иесін әр кез даралап тұрады.

4. Работа группы фольклористов.

а. Вспомните русские пословицы, поговорки, устойчивые сочетания, связанные с дикими предками собак.

С волками жить — по-волчьи выть.
Волков бояться — в лес не ходить.
Волк в овечьей шкуре.
Выть волком.
Волка ноги кормят.

б. Пословицы разных народов мира.

В работе — барсук, в еде —волк. (адыгейская)
В стаде без присмотра волк хозяин. — (осетинская).
Волк меняет шкуру, но не волчью природу (армянская).
Волку сеном брюха не набить (русская)
Волчонка хоть в шапку положить, все равно другом не станет (татарская)

5. Конкурс знатоков и переводчиков казахских пословиц и поговорок о волке.

• Бөрі баласын асырағанмен итболмас (Сколько ни корми волчонка, он собаку не заменит)
• Бөрі кәрісін ұрады (Волчья привычка — старых подставлять)
• Жарлының жалғыз қозысын қасқыр жейді (Волк из всей отары выбирает единственного — ягненка бедняка)
• Қойдан қалған қозы қасқырға тап болады (Отставшему от отары ягненку волк навстречу выходит)
• Кәрі қасқыр қапқанға түспейді (Старого волка в капкан не заманишь)
• Иттің үлығанын бөрі естімес (Вой собак волк пропускает мимо ушей)
• Үйірінен айрылған малды қасқыр жейді (Скотина, отбившаяся от стада, волку добыча)
• Бөрікті тастап, бөріден құтылуға болмайды (Бросив шапку от волка не спасешься)
• Өлі бөріні ит аттамас (Собака и мертвого волка обходит стороной)

Вывод: с волком в основном связывают разрушительное, вызывающее страх, тревогу, опасение за жизнь.

6. Экскурс в историю мифов совершают литературоведы.

Различие принципов существования волков и людей.

7. Суд совести. Входит «судья». Он сообщает, что слушается дело по обвинению человека в преступлении против природы. В роли обвинителя — «Акбара»:

— Я волчица. Я мать. Я живое создание природы. Жестокий человек похитил моих щенят, четыре комочка-молочника. О, как плохо мне! Вя утроба моя горит от боли. Некого вспоить мне, некого вскормить, лишилась я моих волчат. Я несчастная и одинокая. Нет нигде в моих краях места для волков: ни в степи, где я родилась, ни в этих каменных горах, о, как бы я хотела жить на Луне, жить с богиней волков Бюри-Ана и плакать о земле, где остались мои дети — самый шустрый, с белым кончиком хвоста, и мой самый слабенький, тот, кто засыпал с сосцом в пасти, и третий мой малыш — драчливый и плаксивый, и крошка моя, девочка с синими глазами. Как бы я хотела вдохнуть их сладостный запах! Как я хочу унести детей своих из плена и помчаться как на крыльях прочь отсюда в другие края и там зажить жизнью вольной и суровой...

«Суд» слушает «Гулюмкан»:

— Я тоже мать. Мой Кенджеш достался мне слишком дорогой ценой. Как же я хотела, чтобы мой малыш стал младшим беком! Будь проклят Базарбай! Зачем ему надо было трогать логово? Любая тварь детенышей своих любит, кто этого не знает. Горе Акбары — это мое материнское горе,это мои страдания...

Выступают другие «свидетели», затем «присяжные заседатели». «Судья» выносит решение:

— Люди виноваты перед Акбарой. Бостон, стреляя в волчицу, убивает соего сына, а затем и Базарбая. Он сам себя наказал, преступив заповедь святости человеческой жизни. Он будет мучиться этим до конца дней. Смысл жизни, истина открывается Бостону лишь после трагедии, когда он понял, что весь мир до сих пор заключается в нем самом, и ему, этому миру, пришел конец.

Плаха — это возмездие (жаза), плаха — правда и истина (шындық және ақиқат). Каждый из героев романа выбрал свою дорогу к плахе.

— Какие произведения о взаимоотношениях человека и животных вы читали?

  •  Э. Сетон Томпсон «Лобо» (подписывал письма к друзьям так: «Волк Томпсон» и рисовал след волка).
  •  С. Есенин «Лисица».
  •  С.Сейфуллин «Разлученные лебеди».
  •  Георгий Райчев «Волчонок».
  •  Борис Крумов «Волчица».
  •  Н. Нурпеисов «Долг».

Разум и память — вот что отличает человека от животного. Герой, стремящийся подчинить свою жизнь «велению разума», в критические моменты, перед лицом смерти и зла, ведет себя, как безумец, как «одержимый». Лишь разум способен искоренить зло.

Победителей в этой истории нет. Проигравшие все.

Экология — наука о взаимоотношении растительных и животных организмов, в том числе человека, с окружающей средой.

Как сложатся эти отношения зависит от нас с вами, от наших нравственных начал.

Считают годы лишь невежды
Считай дела! Считай надежды!
Спеши творить добро,
Спеши!
М. Макатаев.

Список используемой литературы:

1) «Волчата» О. Сулейменов / stihi.ru
2) Айтматов Ч. «Плаха». — М.: Издательство «Молодая гвардия», 1987.
3) материалы ru.wikipedia.org

Категория: