Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интегрированный урок литературы и основ обществознания (ЧПО) «Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или….?»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Горохводацкая Анна Васильевна учитель русского языка и литературы высшей категории
Есмагамбетов Арман Рушанович учитель истории и основ обществознания высшей категории
КГУ «Новоишимская средняя школа № 2» СКО район имени Г. Мусрепова с. Новоишимское

Интегрированный урок литературы и основ обществознания (ЧПО) «Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или….?»

Цель: обобщение и систематизация

материала по образу Чичикова

 

Задачи:

  •  раскрыть истинную сущность героя;
  •  формировать умение обобщать материал и делать выводы;
  •  развивать умение выделять главное, существенное;
  •  развивать речи учащихся;
  •  формировать коммуникативные умения в процессе работы в группе;
  •  совершенствовать навыков само - и взаимооценивания;
  •  воспитывать интерес к литературе как виду искусства и учебному предмету;
  •  воспитание внимательного отношения к слову;
  •  воспитывать правильные нравственные ориентиры.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 

Методы и приемы: работа с рабочими листами, чтение, анализ, комментирование, дискуссия

 

Педагогическая технология: «обучение в сотрудничестве»

 

Ресурсы: презентация, художественный текст, рабочие карточки, раздаточный материал, картинки (иллюстрации), видеоролики, оценочные листы, ватман, маркеры

 

Эпиграф

«….это характер самый трудный»

Н. Чернышевский

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап

Организация групп и создание коллаборативной среды

2. Этап вызова

(«погружение в тему»)

Вводное слово учителя

(постановка проблемы в целом и введение в оборот понятия «сатира»)

3. Основной этап

(обобщение и систематизация материала)

Работа учащихся по карточкам с опорными словами

(«Угадай героя»)

Начало заполнения учащимися оценочных листов

Просмотр видеоролика «Галерея помещиков»

Работа учащихся по карточкам («Характеристика героя»)

Акцентирование учителем внимания на Чичикове

О каком герое мы забыли?

Почему я не дала карточку на Чичикова?

Каково же поведение Чичикова с помещиками?

Работа учащихся с карточкой

(«Чичиков и его поведение по отношению к героям»)

Конкретизация проблемы учителем

Так кто же он Чичиков?

Какими чертами наделил своего героя Гоголь?

Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной?

При каких условиях могла появиться эта личность?

Насколько интересен этот герой в XXI в.?

Мертвые души сегодня…

Это вопросы, на которые нам предстоит с вами ответить.

Работа по осмыслению образа «Чичиков: кто же он такой?»

Чтение эпизода рассказа В. М. Шукшина «Забуксовал»

(обращение к эпиграфу урока)

Характеристика Чичикова исследователями поэмы

Авторская характеристика Чичикова

 

 

 

Работа в группах – биография Чичикова

1 группа – происхождение главного героя

2 группа – учеба в училище

3 группа – служба

Просмотр видеоролика «Наставление отца»

Историческая справка учителя ЧПО «Бизнес-проект – мертвые души»

Физминутка

Интеллектуальная игра «Таинственный мешочек»

(предметы, характеризующие героев поэмы)

Ролевая игра «Судебный процесс»

(характеристика героя с позиции закона)

1 группа – обвинители

2 группа – защитники

3 группа – судьи

Работа по проблеме урока (заключение)

Так кто же он – Чичиков?

4.Заключительный этап

Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

Завершение заполнения оценочных листов

Итоги урока, д/з «Письмо писателю»

Категория: