Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

День информации

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кандыба Татьяна Викторовна, заведующая школьной библиотекой, первая квалификационная категория, КГУ «Большеизюмовская средняя школа» с. Большой Изюм, Тайыншинский район, СКО

Кандыба Татьяна Викторовна

День информации — это крупное комплексное мероприятие, в состав которого входят просмотры литературы и целый ряд устных мероприятий по пропаганде книжного фонда библиотеки. Предварительно обговариваются категории читателей, тема просмотра литературы, сроки его проведения и временной охват литературы. Затем вывешивается объявление, рассылаются объявления в соответствующие классные коллективы, и составляется график посещения учащихся библиотеки. Для них проводятся беседы, обзоры книг и периодических изданий, библиографических пособий, рассказывается о пользовании библиотекой. Учёт количества посещений проводится по существующему ГОСТу. А учёт просмотренных книг соответственно избранной библиотечной системой учёта: закладки, на которых читатели делают росписи, отметки на книжных формулярах и т. п.

День информации под названием: «Жана кітаптар» готовится и проводится для учащихся с целью ознакомления читателей с новинками литературы, накануне поступившими в библиотеку. К мероприятию готовится: «Информационный список новых поступлений литературы», информационный листок «Что выписывает библиотека?», выставка-просмотр «Жана кітаптар». В этот день целесообразно пригласить в библиотеку несколько групп читателей (учащиеся, учителя).

Первым этапом является так называемое «Путешествие в библиотеку». Вторым — беседа, затем участникам предлагается ответить на вопросы блицтурнира на выявление книжного аса, представляется информация о самых читаемых писателях мира. На третьем этапе участникам мероприятия представляется «Список новых поступлений литературы», «Информационный листок периодических изданий» (Его можно сделать и для родителей самых маленьких читателей, чтобы они смогли выписать своим чадам детские журналы по почте). На последнем этапе предлагается обзор по выставке-просмотру по новым поступлениям литературы, а также обзор по новинкам периодики.

Путешествие в библиотеку

Экскурсия по библиотеке включат в себя знакомство со структурой библиотеки, книжным фондом, с фондом периодических изданий, со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, с правилами пользования библиотекой. Затем участникам мероприятия предлагается ответить на ряд вопросов, проводится беседа о значении книги в жизни общества и человека, о пользе чтения.

Беседа

Библиотекарь: Библиотека — это целый книжный город. В этом «городе» есть свои «улицы», по обеим сторонам которых стоят «книжные дома» — стеллажи. На одном стеллаже лежат книги, в которых можно прочитать любимые сказки, на другом — книги о растениях, на третьем — о путешествиях, на четвёртом — о жизни писателей, учёных и т. д.

…Ребята, продолжаем тему книги. Для начала предлагаю вам ответить на ряд вопросов:

1. Как называется «машина времени», которую можно держать в руках и с её помощью можно совершать увлекательные путешествия в прошлое и в будущее, побывать в любой части земного шара, познакомиться с другими людьми.

2. Кому принадлежат знаменитые слова «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души»? Подсказка: это был выдающийся оратор и философ, современник Юлия Цезаря, предпочитавший свою библиотеку несметным богатствам персидского царя Креза (Цицерон).

3. Название древней формы книги, свёрнутой в трубку и написанной на папирусе? (Свиток).

4. Как называется редкая, древняя книга?(Антикварная).

5. Как называется книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся повышенным спросом? (Бестселлер).

6. Название серии с кратким текстом. Впервые они появились в США. Основная тематика: приключения животных, комических персонажей, суперменов? (Комикс).

7. Книги какого великого итальянского философа и учёного так же, как и их автор, были приговорены инквизицией к сожжению на костре? (Книги Джордано Бруно).

8. У древних римлян так назывались формы книг, состоящих из скрепленных дощечек или папирусных листов. Современная книга сохраняет эту форму в виде книжного блока, а в области права этот термин означает свод законов. (Кодекс).

9. В какой стране изобрели бумагу? (В Китае).

10. Краткая перепечатка наиболее интересного материала из других изданий (Дайджест).

Библиотекарь: Молодцы, спасибо! Вы замечательно справились. Продолжим. Когда завершился ХХ век, человечество очередной раз подводило итоги прошедших тысячелетий. Газеты и журналы наперебой расспрашивали читателей: «Какие изобретения и открытия оказали сильнейшее воздействие на человеческую цивилизацию?». Ответы были самыми разными, но все сходились в одном: самое главное, чему научилось человечество — это фиксировать, хранить и передавать информацию. Такая возможность появилась с изобретением письменности и книгопечатания.

В течение многих веков люди не только читали книги, но и собирали их. Книги — это память, а без памяти нельзя прожить. Книжная память человечества несовершенна, но это главное и, по сути дела, единственная его память.

Несколько веков назад в Америке жил удивительный, сказочный народ Майя. До сих пор ученые не могут понять, каким образом, какой фантастической силой построены из огромных камней древние города индейцев майя. Как удалось этим мудрецам сделать важнейшие инженерные открытия? Для кого выложены на обширных плоских пространствах каменные таинственные знаки, такие большие, что можно как следует разглядеть только с самолёта?

Может быть, мы узнали бы обо всём этом, если бы благочестивый испанский монах по имени Диего де Ланда не приказал собрать все индейские тексты и сжечь и, когда испанцы, вслед за Колумбом приплыли в неизведанную Америку и увидели у индейцев рукописи, они пришли в ярость: «Как? Кто-то смеет думать и писать о мире по-другому? Не так, как мы? Не упоминая нашего Господа Бога? Сжечь! Немедленно!»

И вот археологи нашли покинутый и пустынный город древних майя. Их потомки совсем рядом, ничего не знают, ничего не помнят, ничего не могут рассказать. Они обитают в жалких, примитивных лачугах, с трудом добывают пропитание. Весь цивилизованный мир считает их дикарями…

Это далеко не единственный случай, книги сжигали и раньше. Так, например, в 213 году до нашей эры древнекитайским императором были сожжены философские труды Конфуция. В 390 году фанатики христианства в Александрийской библиотеке сожгли почти все древнегреческие книги, собранные в течение 700 лет. В средние века, в эпоху Реформации и позднее, вплоть до 19 века католическая церковь с помощью инквизиции не редко прибегала к сожжению на костре не только еретиков, но и книги.

Печально известно сожжение «чуждых немецкому духу» книг нацистами в Берлине и др. городах. Те книги, которые сжигали, не всегда можно было восстановить.

«Кто много читает, тот много знает» — гласит народная пословица. Современный взрослый человек читает со скоростью около 250–300 слов в минуту, а понимает 60–70% прочитанного. Наиболее умелые читатели доходят до скорости 400–600 слов в минуту при 90% понимания читаемого.

Быть читателем — настоящее искусство. Знаете ли вы, что у каждого человека есть читательский рейтинг?

(Каждый участник записывает свои ответы на поставленные вопросы. Ведущий зачитывает правильные ответы.)

1. Чтобы быть эффективным читателем, вы должны… (организовать своё время).

2. Что нужно перед чтением и во время чтения, чтобы сконцентрироваться? (задавать вопросы).

3. Предварительный просмотр материала сокращает время чтения на 1/3. (Верно. Неверно.)

4. Пять основных целей чтения составляют: получение информации, выявление деталей, обзор проблемы, выработку собственного отношения, отдых. (Верно. Неверно.)

5. Эффективный читатель всё читает в одном темпе. (Верно. Неверно.)

(За каждый правильные ответ — 20 очков. Если сложить очки, то получится коэффициент понимания текста. Чтобы получить читательский рейтинг, необходимо умножить коэффициент понимания текста на количество слов в нём и разделить на время (в секундах), затраченное на его чтение. Но помните: что текст читать нужно настолько быстро, насколько это не вредит пониманию читаемого. Ещё вам потребуются часы с секундной стрелкой).

Библиотекарь: А теперь я вам задам вопрос, на который вы вслух можете не отвечать, просто сами задумайтесь — «Любите ли вы читать?».

Чтение в вашем возрасте — одна из возможных перспектив духовности, интеллекта, культуры нации.

Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали, что читающие люди способны мыслить проблемно, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Особенность чтения, в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и др. — в том, что чтение — всегда труд: интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нём эти новые качества.

Электронные информационные ресурсы никогда не заменят, а лишь будут дополнять накопленные за столетия знания в традиционной форме. Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени подростков, всё более заметное место в нём занимает сегодня аудиовизуальные средства массовой информации. Телевидение стало более оперативным и разнообразным. Книга и телевидение — это «два гигантских древа культуры, которые растут из разных корней». Поэтому абсолютно неперспективно ставить вопрос: что важнее для культуры человечества — книга или медиа. В культуре необходимо сохранение всего многообразия видов, чтобы не лишить возможности следующее поколение пользоваться ими. Нельзя допускать, чтобы один вид культуры вытеснял другой. Например, телевидение или Интернет не может заменить книгу, потому что книга, не только информационная и эстетическая ценность, но и духовное наследие.

Радио, телевидение, Интернет, кино… Львиную долю очарования похитили эти изобретения у книги. Но одного они не в состоянии отнять у неё — её тишины и безмолвия. Безмолвие книги — это черта, которую мы можем наполнить собственным воображением.

Самые читаемые писатели по данным ЮНЕСКО, на втором месте в мире (после Шекспира) среди самых читаемых классиков стоит Лев Толстой — 74 перевода на языки народов мира. А среди современных писателей самый читаемый — Чингиз Айтматов, произведения которого, по данным ЮНЕСКО, переведены на 90 языков.

Ребята, к нам в библиотеку поступили новые книги. Сегодня я представляю вашему вниманию небольшую часть из них, те, которые, на мой взгляд, могут вам пригодиться в учёбе, для досуга, в отдыхе.

(Далее идёт обзор новинок литературы и периодических изданий. В заключении читателям предлагается поближе познакомиться с книгами на выставке. На выставке рекомендую книги в помощь учебному процессу, в соответствии с категорией читателей, и книги для чтения по интересам).

Список использованной литературы:

1. Справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, С. М. Плескачевская, Т. Д. Жукова; Под ред. Ю. Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006. — 448 с.
2. Суворова О.М. В стране знаний. — М.: Педагогический поиск, 2001. — 176 с.

Категория: