Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Бесперспективных детей не бывает

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Уникальный опыт социализации детей с ограниченными возможностями, который имеется в школе-интернате, которому давно бы пора присвоить имя ее основателя, Шамиля Шакшакбаева, нуждается в тиражировании. В интернат, который сейчас находится в надежных руках энергичнейшего директора Евгении Володиной, звонят со всех уголков страны. Родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата просят о помощи. К сожалению, помочь им сегодня здесь могут только консультацией. Хотя могли бы обучать не двадцать, а двести ребятишек. Если бы построили на имеющейся земле новое здание. Опыта, сил и желания хватит. А дети, возможности которых совершенно напрасно называют «ограниченными», с лихвой бы отплатили за заботу родному государству, став отличными инженерами, программистами, медицинскими работниками…

Шамиль Шакшакбаев

Хоть поверьте, хоть проверьте

Не верите? Это потому, что никогда не видели, чтобы ребенок с диагнозом ДЦП танцевал брейк или занимался вольной борьбой. Еще потому, что не представляете, чтобы ребенок с неврологическим заболеванием, который не может владеть своим телом, а значит и двигается не так, как мы, учился в обычной общеобразовательной школе. Чтобы он наравне со своими здоровыми сверстниками уверенно отвечал на уроках, не стесняясь заиканья и прочих проявлений болезни. И танцуют, и спортом занимаются, и блестяще отвечают на уроках в обычной школе.

Показуха, подумаете вы. И ошибетесь, потому что это никакая не показуха. Это удачный эксперимент адаптации детей с ограниченными возможностями в нашем мире. Или просто обыкновенное чудо, совершенное неустанным трудом воспитателей, психологов и медиков школы-интерната. Здесь вы можете своими глазами увидеть, что слова — бесперспективных детей не бывает — не лозунг, а самая настоящая реальность. Ведь дети становятся такими, какими мы их вырастим. В том числе и дети «с ограниченными возможностями». Потому что на самом деле их возможности не ограничены. Об этом не устает говорить директор школы-интерната Евгения Володина, которая считает, что ее дети — самые умные!

Этому учреждению суждено было стать необыкновенным, потому что создано оно было уникальным человеком, которого Нурсултан Назарбаев назвал «казахстанским Маресьевым». Шамиль Шакшакпаев, из-за тяжелой болезни лишившейся обеих ног и руки, выстрадал эту школу став человеком «с ограниченными возможностями», он на своей шкуре испытал, каково жить в мире, который вообще не принимает в расчет инвалидов. Он до последних дней боролся с недугом, показывая своим питомцам редкие силу воли и духа. И он доказал, что человек, лишившийся ног и рук, может быть полноценным членом общества, приносить пользу людям и жить полной жизнью.

Помогает своим питомцам найти свое место в жизни и нынешний директор учреждения Евгения Володина. Как и основатель школы-интерната Шамиль Шакшакбаев, она считает своей миссией адаптацию детей с ограниченными возможностями в современном обществе. Евгения Ромасовна выветрила даже дух неблагополучия, который обычно присущ подобным заведениям, несмотря ни на какие материальные затраты государства. Этот запах хлорки и нездоровья обычно очень гнетуще действует на посетителей. И даже человеколюбие и гуманизм, бывает, не позволяет не вздохнуть с облегчением, выходя на волю. В сегодняшней школе-интернате вас с порога встретят свежесть, благополучие, уют и тепло. Здесь не пахнет нездоровьем. Здесь пахнет, как в домах, где все друг друга любят и постоянно ухаживают за своим жилищем, а не убирают лишь к празднику.

Главенство души над телом

В здоровом теле — здоровый дух, — говорили в атеистическом советском прошлом, ниспровергая библейское суждение о бренности тела и главенстве души. Можно привести множество доводов в подтверждение обеих точек зрения, но нельзя отрицать, что величие души помогает преодолеть любые телесные слабости. Евгения Ромасовна и ее коллектив, в первую очередь, учат своих детей не быть духовными инвалидами. И здесь есть все материальные возможности, для достижения этой цели.

В комнатах воспитанников окружают не просто красота и уют (это вопрос финансирования), но они индивидуальны и соответствуют характеру, темпераменту и пристрастиям каждого ребенка даже цветом стен, штор и сюжетом картин (а это уже отношение к своему делу и детям коллектива учреждения). Санузел, оборудованный за счет госпрограммы «Дорожная карта», максимально приспособлен к физическим возможностям воспитанников, которые могут даже заезжать сюда на инвалидных колясках. Имеются биде, душевые кабинки, в «предбаннике» — разноцветные шкафчики, яркие полотенца. Этим детям прививать саннавыки с раннего детства даже важней, чем здоровым, потому что им сложней себя обслуживать.

Жизненная необходимость для воспитанников учреждения и занятия физкультурой, потому что она лечебная. Ребенку с ДЦП необходимо научиться чувствовать свое тело, чтобы владеть им. Для этого в спортзале имеется специальное оборудование: мини-сенсорный уголок, тропа здоровья, даже такая диковина как сухой душ. Развитию сенсорных, тактильных ощущений способствуют особые ленточки, которые движутся под давлением воздуха. Есть мягкие модули, которые устанавливают для особого комплекса упражнений, множество тренажеров на самые разные группы мышц. Детям с ДЦП необходимо развивать мышечный каркас, гибкость тела и, в частности, позвоночника. Для этого специалист по лечебной физкультуре занимается с ними даже элементами йоги. Потом массаж — тайский — для развития опорно-двигательного «, аппарата, или классический, или успокаивающий, или точечный.

Даже богатые люди не могут позволить себе всего того, что в Петропавловском интернате получают дети за счет государства. Ведь что-бы ребенок, нуждающийся в особом уходе, был занят с пользой для тела и души в течение всего дня, нужно еще и время. Сколько его потребуется для задушевных бесед с психологом, чтобы у ребенка была мотивация учиться, или развивалось нестандартное мышление? А еще для занятий трудом, домоводством, музыкой. Эти дети приспособлены к жизни даже больше, чем их здоровые сверстники, — говорит Евгения Володина. Потому что их учат пришить пуговицу, подшить одежду, накрыть стол, приготовить себе еду. Учат этикету, умению вести себя за столом и в обществе. А музыка, нужны не только для эстетического развития, а чтобы научиться хорошо говорить потому что дети с неврологическими заболеваниями говорят, как правило, плохо, заикаются.

— ЭТО постоянная нагрузка. Они в девять часов падают у нас, потому что нет ни одной свободной минуты. Даже прогулка у нас активная. Они могут повторять на свежем воз духе правила, кататься на лыжах. На каждого ребенка ежедневно составляется индивидуальное расписание занятий. Каждый из них проходит всех специалистов, от психолога и логопеда, до массажиста и музыкального руководителя. Результаты такой системы реабилитации впечатляют — дети встают с инвалидных колясок и начинают самостоятельно ходить! — рассказывает Евгения Володина.

В 13 городской общеобразовательной школе ее питомцы в числе лучших учеников. Некоторые из них уже успели получить общественное признание далеко за пределами школы и даже города. У Миры Абитовой (диагноз ДЦП), к примеру, была своя персональная выставка рисунков в Астане, и про нее делали передачу на телевидении. Многие из этих детей так прекрасно рисуют, лепят, выжигают, что трудно представить — когда то, при поступлении в интернат, они даже ложку в руке не могли удержать! Они, нисколько не стесняясь своей несхожести с другими людьми, уверенно отвечают на уроках, участвуют в школьных концертах и даже ходят на дискотеки. И мечтают стать адвокатами, стоматологами, медицинскими сестрами. Это вполне реально, — знают воспитанники интерната. Потому что ее выпускники уже поступают на грант, безо всякой квоты для инвалидов, в колледжи и университеты.

Светлана Орлова

«Квартал» № 2 от 19.01.2012 г.

Категория: