Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Английский язык в дошкольном учреждении как мера по подготовке детей к школьному обучению

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Потапова Ирина Павловна учитель английского языка школы-сада № 14 «Чайка» г. Кокшетау

Потапова Ирина Павловна

По поручению Главы государства, в школах республики с первого класса вводится изучение английского языка. Уже через несколько лет эти школьники начнут изучать дисциплины на английском языке. Поэтому уже предстоящий 2013–2014 учебный год должен начаться с конкретных и эффективных мер по качественной подготовке дошкольников к школьному обучению. Республика Казахстан с целью создания инновационной полиязычной модели образования планирует увеличить количество триязычных школ с 33 до 700.

Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.

Есть еще одна причина, по которой дошкольный возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.

Обучение малышей — это очень непростое дело, которое требует совсем иного методического подхода, чем обучение школьников и взрослых. Если взрослый владеет иностранным языком, то это совсем не означает, что он может обучать других. Столкнувшись с методически беспомощными занятиями, дети могут надолго приобрести отвращение к иностранному языку, разувериться в своих возможностях. С дошкольниками должны работать только опытные специалисты. Практический опыт работы автора в детском саду, позволяет с уверенностью сказать, что методика проведения кружковых занятий, т. е. непосредственной образовательной деятельности должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей структуры лингвистических способностей детей и быть направлена на их развитие. Именно в дошкольном возрасте активно развивается речь ребёнка: совершенствуется её практическое употребление, растёт словарный запас, происходит овладение грамматическим строем речи, развивается фонематический слух, происходит осознание словесного состава речи. С другой стороны, обучение иностранному языку на начальном этапе требует большого количества мелких действий, которые легко и с интересом выполняются дошкольником в игровых ситуациях и на которые трудно настроить ребёнка 11–12 лет. Отсюда, дошкольный возраст выгоден в психофизиологическом плане для овладения языком.

Учитывая чувствительность ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в дошкольном возрасте можно развивать и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой особенности человека в течение всей его жизни. Установлено, что в младенчестве ребёнок способен правильно произносить звуки любого языка. Если он слышит речь только на одном языке, речевой аппарат настраивается на этот язык и становится «жёстким». Итак, только 5% , приступающих к изучению иностранного языка после 12 лет и старше, могут говорить без акцента. Поэтому раннее изучение чрезвычайно благоприятно для овладения аутентичным произношением.

Ребёнок дошкольного возраста не осознаёт, зачем ему нужно знать второй язык. Цели, которые перед ним ставят взрослые, для него слишком абстрактны. Мотивация дошкольника действует по принципу: «здесь и сейчас», т. е. ребёнок не задаётся отдалёнными целями. Поэтому, весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей в интересном общении с взрослыми и другими детьми.

Непосредственная образовательная деятельность иностранным языком должны быть осмыслены преподавателем, как часть общего развития личности ребенка, связаны с его сенсорным, физическим, интеллектуальным воспитанием. Очень важно учитывать индивидуальные психологические и эмоциональные особенности каждого ребенка, чтобы процесс изучения английского языка не превратился для ребенка в муку. Поэтому, самым правильным использовать игру — как метод обучения — именно в игре дети охотнее всего общаются как друг с другом, так и с преподавателем. Использование игры, музыкального сопровождения, пения, совместного просмотра мультфильмов на иностранном языке значительно облегчает процесс обучения, делает его доступнее и интереснее детям. Смена деятельности помогает задачам по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Оптимально проводить занятия детей в кружке в небольших группах, коммуникативные игры ориентированы на групповую активность, однако, легко трансформируются в индивидуальную, давая возможность каждому учащемуся высказаться и проявить свои индивидуальные способности. Поэтому, в нашем детском саду мы работаем посредством небольших подгрупп, которые создаются на основе возрастных, физиологических и лингвистических особенностей детей. Обязательным, на наш взгляд, при обучении английскому языку является учет такого фактора, что развитие основ коммуникативной компетенции происходит в дошкольном возрасте постепенно, поэтому не следует ожидать от ребенка сиюминутных результатов овладения. При составлении и проведении кружковой работы каждый педагог должен руководствоваться тремя принципами:

  • Принцип правильного с фонетической точки зрения повторения английских слов за преподавателем, носителем языка, то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
  • Принцип овладения, закрепления и активизации английского словаря;
  • Принцип овладения определенным количеством несложных грамматических структур, построение связного высказывания.

Школа-сад № 14 «Чайка» г. Кокшетау имеет две группы детей с проблемами речевого развития. Дети из этих групп тоже занимаются в нашем кружке. Психологами доказано, что изучение иностранного языка не просто показано детям с замедленным речевым развитием, но и необходимо. Если ваш ребенок плохо говорит по-русски, занятия английским помогут ему не только выучить иностранный язык, но и улучшить речь на русском языке.
Вместе с воспитателями приглашаем и вовлекаем детишек в творческую деятельность: на каждом празднике, развлечении, дети читают стихи, поют песни на английском языке, радуя тем самым своих мам и нас, педагогов. В нашу практику недавно вошли игровые диалоги, понятные и доступные для усвоения. Сочетая их с театрализацией, периодически меняя роли в знакомых сказках. Превосходство коммуникативного игрового метода так же заключается в том, что она обеспечивает не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы, что позволяет максимально эффективно использовать учебное время.

Занятия английским или языком помогают ребенку ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дают психологическую устойчивость, снимают уровень тревожности, вырабатывают активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленных целей. В результате повышается самооценка ребенка и его мотивация к изучению иностранного языка. На наших занятиях мы не допускаем грубости, окриков, повышенного тона, дети идут заниматься с радостью, ждут новых игр, картинок, живого общения.

Многие родители понимают, что знание иностранного языка стало необходимым элементом образованности. Ребёнок, владеющий иностранным языком, лучше реализует свои возможности и добьётся больших успехов в учёбе и в жизни. Сегодня всем предоставляется возможность опираться на факты, делать собственные выводы и принимать решения. Итак, на примере английского языка: приблизительное число носителей языка- 400 миллионов человек; примерное число владеющих английским как вторым, третьим языком и т. д. (т. е. неродным) — 1,4 миллиарда человек; число государств, в которых английский язык является официальным — 53.

Преподаватель дополнительного образования для детей-дошкольников — это профессионал, который не просто хорошо знает свой предмет и умеет грамотно делиться своими знаниями, а еще и человек, который искренне любит малышей и профессионально разбирается в детской хрупкой психике. Занятия с дошкольниками проводят исключительно в игровой форме, чтобы ребенку было весело и интересно. Главным принципом организации занятий по изучению английского языка для детей-дошкольников является обучение без малейшего принуждения, от простого к более сложному. Занимайтесь изучением языка вместе с нами!