Педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе
Байбусинова Зарина Жаксылыковна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель-дефектолог, педагог-модератор, КГУ «Средняя школа №2» СКО г.Петропавловск Чернышова Алина Евгеньевна, учитель-дефектолог, б/к, КГУ «Средняя школа №2» СКО г.Петропавловск |
На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, общеобразовательных школах, высших учебных заведениях. Цель инклюзивного образования — обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ООП в получении образования.
Социальное и психолого-педагогическое сопровождение в условиях развития инклюзивного образования является одной из актуальнейших проблем, которая может быть обусловлена рядом вопросов, в частности социального характера, либо же особенностями психофизического состояния воспитанника. И одним из решений вопроса успешного включения детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс является системная работа службы психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в общеобразовательных организациях.
Особую роль в процессе обучения детей с ООП играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры. Работа с родителями в нашей в школе проводится, как с равноправными участниками и партнерами образовательного процесса. Перед ними раскрываются перспективы обучения ребенка с имеющимися заболеваниями в специальном коррекционном классе, организация безбарьерной среды в общеобразовательной школе.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, своевременное решение детских проблем позволяет педагогам школы добиться положительных результатов. Сегодня многие родители желают обучать детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивных классов в общеобразовательной школе, где созданы все необходимые условия. Сотрудничество с родителями проводится в форме консультаций, проведения совместного досуга.
Есть и положительные моменты: благодаря совместной работе учителей, педагогов службы сопровождения и родителей на первой ступени обучения, несколько учащихся специального коррекционного класса для детей с задержкой психического развития по окончанию учебного года по заключению ОПМПК переведены в общеобразовательные классы.
Дети и подростки участвуют в общественной жизни школы. Вся внеклассная и внеучебная деятельность детей с особыми образовательными потребностями (кружковая, факультативная, воспитательная) осуществляется совместно с учащимися обычных классов.
Работая, с детьми с особыми образовательными потребностями мы стараемся развивать творческие способности учащихся. С первых дней пребывания в школе, принимают активное участие в подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.
Так в целях обеспечения всесторонней и компетентной помощи детям с ООП в общеобразовательной школе создается служба психолого-педагогического сопровождения на основании приказа руководителя.
Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки всех участников учебно-воспитательного процесса. Она представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
Профессиональное взаимодействие специалистов службы сопровождения осуществляется посредством психолого-педагогического консилиума. На котором специалисты обсуждают проблемы обучения и воспитания ребёнка, результаты диагностик каждого ребенка, социальную ситуацию развития и учитывая рекомендации психолого-медико-педагогической консультации, определяют образовательный маршрут, составляют индивидуальные развивающие программы.
Специалистами разрабатываются рекомендации учителям предметникам и родителям по обучению и воспитанию ребенка требующего индивидуального подхода в обучении.
Психолого — педагогический консилиум — прежде всего — это форма межпрофессионального сотрудничества всех педагогов, специалистов коллегиально вырабатывающих стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в процессе воспитания и обучения. Отсюда, основной целью консилиума, как совещательного органа, является не только определение стратегии сопровождения и индивидуализации планов коррекционно-развивающей работы с детьми, включенными в общеобразовательный процесс детского сада, но и определение мер и путей для максимальной социальной адаптации ребенка, его социализации в обычной среде.
Задачи ППк: — определение детей, нуждающихся в специальной помощи (психолога, логопеда), также направление на обследование детей на психолого-медико-педагогическую консультацию, далее ПМПК, выявление характера и причин отклонений в обучении и поведении детей; — определение содержания индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения; оценка эффективности специальной помощи и координация взаимодействия специалистов.
По цели психолого — педагогические консилиумы можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные. Подробней остановимся на характеристике каждого вида. Первичный консилиум — может проводиться при зачислении детей и выявлении проблем в развитии. Плановый консилиум рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие. Цель: оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу, изменение формы, режима или программы обучения, назначение дополнительных обследований. Срочный консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе). Заседания психолого-педагогического консилиума осуществляется согласно графику работы и по запросу педагогов или родителей. По рекомендациям ОПМПК учащиеся, имеющие нарушения речи, посещают логопедические занятия по постановке звукопроизношения, развитию связной речи; занятия с психологом и учителем-дефектологом по коррекции и развитию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Материалы консилиума используются как основа для составления психолого — педагогической характеристики ребёнка на ПМПК.
ППк проводиться по нескольким причинам:
- ребенок поступил в детский сад со справкой ПМПк с рекомендованной формой обучения;
- по обращению воспитателя или родителя с целью психологического и логопедического обследования, которое может проводится с письменного согласия родителей(законных представителей ребенка)
Документация по консилиуму
1. Положение о психолого-педагогическом консилиуме организации образования.
2. Приказ о создании Консилиума в организации образования
3. План работы консилиума на текущий учебный год
4. Журнал записи детей на Консилиум
5. Журнал регистрации заседаний, заключений и рекомендаций Консилиума 6.Педагогическая характеристика,
7. Представление психолога на консилиум.
8. Представление логопеда на консилиум.
7. Заключение Консилиума
Основными направлениями психологического сопровождения детей с ООП являются:
1. диагностическая работа;
2. коррекционно-развивающая работа;
3. и консультативная работа с педагогами и родителями.
1. Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психолого-коррекционной работы.
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, М. М. Семаго и др.
В соответствии с решением ПМПк психологом определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Одной из важных задач является разработка коррекционно-развивающих программ психологической помощи.
2. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ООП, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.
- развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.
3. Консультативно — просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ООП.
Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению педагогов и родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
На индивидуальных консультациях с педагогами и родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.
Каждый член группы психолого-педагогического сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате психолого-педагогического обследования, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку или его семье.
Таким образом, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения призвана обеспечить высокий качественный уровень содержательной работы с детьми с ООП, а также способствует развитию активной родительской позиции в вопросах воспитания и развития детей.
Список использованной литературы
1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года (Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года, № 636)
2. Типовые учебные программы для обучающихся с ограниченными возможностями 0-4 классов уровня начального образования по обновленному содержанию. Приказ МОН РК от 27 июля 2017 года № 352.
3. Психолого-педагогическое сопровождение и оказание поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе. Методические рекомендации. НАО, Астана, 2015
4. Елисеева И. Г., Чумакова О. Ф. Профессиональное сопровождение педагогов общеобразовательных школ, реализующих Методические рекомендации. Алматы, 2015 г.
5. Айдарбекова А. А. Создание социально гуманной среды в организациях общего образования. Алматы, 2015
- 16231 просмотр