Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Воспитание поликультурной личности через приобщение к национальным ценностям на основе художественного наследия Ж.Аймауытова, Н.В.Гоголя, Р.Бёрнса

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Данилова Л.И. учитель русского языка и литературы СШ № 24 г. Петропавловск Данилова Л.И.

 

Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста; уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы.Артур Шопенгауэр, немецкий философ

 

 

1.3 Портретные зарисовки

 

Портретисты

Свидетельства современников позволяют глубже изучить личность писателей и поэтов, получить из первых уст сведения о том, какими они были в жизни. Свои воспоминания мемуаристы писали после их смерти и запечатлели их в дневниках, путевых заметках, в письмах, докладных записках. В качестве мемуаристов выступают родственники, близкие, друзья, знакомые, поклонники и недруги поэтов и писателей. Выделение в мемуарной прозе портретных зарисовок представляет интерес с точки зрения поэтики описания, а значит, при их анализе могут быть активизированы знания по теории литературы, помогает воссоздать живой образ писателя.

Портрет обычно определяется так: описание наружности (персонажа): лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, манеры держаться. [12]

Выделяются динамический и статический портреты. Статический портрет — это «передача объективных, относительно устойчивых или неизменных признаков внешнего облика (рост, особенности телосложения, наличие телесных, физических дефектов, цвет волос, глаз и т. д.). Динамический портрет передает жесты, пластику тела (походка, движения), мимику (движение мышц лица), речевую манеру (голос, интонация, характер дикции). Подвижный (динамический) портрет «отражает тысячу мимолетных подробностей душевной жизни человека». [13]

2. Знакомясь с воспоминаниями современников Н. В. Гоголя, мы выделяем в них возрастной портрет.

а) Так, худым, с длинными руками еще в детстве он запомнился гимназическому товарищу В. И. Любичу — Романовичу: «Он был не только закутан в различные свитки, шубы и одеяла, но просто-напросто закупорен. Когда его стали разоблачать, то долго не могли докопаться до тщедушного крайне некрасивого и обезображенного золотухою мальчика» [14]

б) Из неприглядного болезненного мальчика, приехав спустя годы в Петербург, Гоголь превращается в весьма привлекательного молодого человека, изменившего даже прическу, которая, однако, по мнению многих, не красила его лицо. И. И. Панаев пишет: «Волосы были завиты и клок напереди поднят довольно высоко, в форме букли, как носили тогда».

в) В молодости писатель, как отмечают современники, был полон энергии, огня, жизни. Обращают на себя внимание маленькие прищуренные глаза, которые глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь даже в такие моменты, когда он рассказывал окружающим что-то веселое и смешное. Глаза писателя, по мнению большинства мемуаристов, выражали доброту, проницательность, кротость, то задумчивость, то шутливость. Однако за этой простотой скрывалось что-то хитроватое, плутовское, но не злобное.

3. Очень пожилой, умудренный опытом человек смотрел исподлобья. Глубокие морщины пролегли по всему лицу. В его глазах отражалась печаль. В памяти всплывала старая фотография, сделанная перед самым расстрелом отца Бектура — писателя Жусипбека. Аймауытова. От этого взгляд старого человека становился беспокойным, а веки погружались в омут набегающих слезинок. Бектур был полностью погружен в свои воспоминания. Вот таким предстал Бектур Аймауытов, сын легендарного казахского писателя. Бектуру пришлось провести 10 лет в сталинских лагерях и практически всю жизнь прожить с ярлыком сына врага народа, что и определило его дальнейшую судьбу. [3]

— Задания учащимся (работа по вариантам):

— определить статический и динамический портрет в рассказе Аймауытова «Певцы»:

а) «Хозяйка, белолицая, ладная тетушка с большими золотыми серьгами в ушах, встретила нас так, как сноха своего любимого деверька не встречает: «Проходите, проходите, ребята, чего же вы стоите!…»

б) «… а сама дочка Шакет, беленькая, аккуратная, сидит с краю, потупив глаза, и тихонько помешивает кумыс деревянным резным черпаком».

в) «Шакет — лет пятнадцать, а может, шестнадцать. И не сказать вовсе, что она такая уж красавица. Но лицо у нее удивительно живое. Иногда девушка словно удивлялась, и тогда брови ее причудливо изгибались, а то вдруг она делала томное лицо и слегка щурилась, то смотрела прямо на тебя, будто влюбилась, а иногда вдруг рассерженно сверкала глазами. Выражение лица у нее менялось каждую секунду. И каждого из гостей она одаривала либо шуткой, либо ласковым взглядом. Наивному гостю могло показаться, что симпатии девушки обращены именно к нему. Но лишь одному аллаху ведомо было, кто же на самом деле нравился Шакет… ну, а простаку, из которого выколачивались денежки, ведать о том было, конечно же, не дано.

В этом мире, где каждый чем-нибудь торгует, Шакет торговала ласковыми взглядами. Нужда — она и до этого доведет. Выходит, что Шакет своими глазками добывала пропитание для целой семьи. Выходит, старалась Шакет из-за денег, а может, еще из-за чего… Жалко ее. И невольно проклянешь про себя тех, кто приходил в этот домик, потому как испортят в конце концов девушку, эти гуляки и гладенькая тетушка с золотыми серьгами. Шутки у городских парней, как правило, туповатые…»

г) «Певец растянул меха гармони и заиграл, откинув голову, словно душа его воспарила. Потом он весь как-то подобрался, сжался в комок, как птица перед полетом. И запел. Запел в полный голос. Он без передыху спел три песни подряд. И что это было за пение!»

д) «В зале зашумели и захлопали в ладоши, едва Амирхан появился на сцене. Он не был похож на тех, кто выходил до него ни обликом своим, ни одеждой, ни манерами. В каждом его жесте проявлялась вольная казахская натура, не стесненная никакими условностями.

Амирхан начал наигрывать на домбре, а потом, после высокого протяжного зачина, запел во весь голос. Зал замер.

Перед народом Амирхан преображался, он будто обретал крылья, казалось, духи предков помогают ему в эти минуты. Нет, не было и нет равных ему певцов! Люди сникли все, и над залом будто пролился какой-то сумеречный свет».

— Задания учащимся:

— — как изменяется портрет Акбилек на протяжении всего романа?

а) «Какая она была, когда он впервые ее увидел, когда с компанией охотников с беркутами заехал к ней! лицо белое, лоб открытый, шея лебединая, глаза сияют, брови тонкие, губы нежные, пухленькие, как у младенца! Фигура точенная, без единого изъяна, как весенний росток. А когда зазвенела она монистами в косах, вскакивая с места, когда округлила коленями белый подол платья, присев снова, когда прошлась в щегольских туфельках, выходя из комнаты, засмеялась с серебряным звоном, пошептываясь с матерью, когда разливала чай, чуточку смущаясь и представляясь тихоней, когда, придерживая тремя пальчиками, подносила пиалу, выстреливая глазами из-под падающих тяжелых ресниц, один из его приятелей уронил сахар мимо чаши. Попытался отшутиться:

— Какие в этих краях уточки трепетные! Чувствуют ястребов издалека.

И услышал в ответ от матери:

— А как же, если ястребы зоркие. — И тут же: — Акбилек, душа моя, проводи гостей до коней!»

б) «Бекболат краешком глаза поглядывает на невесту. Видит — Акбилек стала еще краше, исчезла девчачья угловатость, плечиками округлилась, светится вся. Сердце хвастливо забилось, улыбка прячется под усами, какая у него суженая! Смущает и то, что пальцы его напоминают ей руки Черноуса, куда же дальше — срам, да и только…. Его глаза говорили: „Люблю только тебя“. Даже в сумерках в пытливых очах угадывалась негасимая нежность, опрокидывающая в обморок. И глаза Акбилек отвечали: „И я готова отдать тебе всю себя“. Как в ее черных зрачках не вспыхнуть огоньку любви, словно искре от удара огнива об кремень. И свет негасимой любви переполнил обоих…»

Категория: