Седьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Конспект урока развития речи в 3 классе

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Железнова Алёна Николаевна учитель начальных классов I категории СОШГ № 9 г. Павлодара

Тема: Подготовка к изложению о четвероногом друге.

По произведению Л. Н. Толстого «Котенок»

Цель:

Совершенствование умения правильно строить предложения, употребляя их в устной и письменной речи, обогащать словарный запас учащихся.
Развитие речи учащихся на основе авторского текста, правильности чтения.
Способствовать формированию ответственного отношения к животным.

Ход урока

1. Мотивационный этап

— Для чего вы приходите на урок литературного чтения? Какие знания можно получить?

Операционный этап

2. Речевая разминка

Ученики (хором):

Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.

Чистоговорки:

Цы — ца — цо — це — цу
Сы — са — со — се — су

(прочитать медленно, быстрее, в темпе скороговорки)

Ла — лэ — лы — лу — ло
Ал — эл — ыл — ул — ол
Кла — клэ — клы — клу — кло

(Шёпотом, тихо, быстро. Затем прочитать с ударением в определённом месте)

Учитель: А для чего мы выполняем речевую разминку?

Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и хорошо читать.

3. Подготовка к выводу темы урока

Прочитайте с интонацией.

Мой четвероногий друг.
Мой четвероногий друг?
Мой четвероногий друг
!

— Как вы считаете, кто может быть четвероногим другом?

4. Отгадайте загадки и узнайте, о каком четвероногом друге мы сегодня будем говорить?

Часто умывается, а с водой не знается.

Сообщение темы урока учителем: урок развития речи. Подготовка к изложению о четвероногом друге. По произведению Л. Н. Толстого («Котенок»)

— Какую цель мы поставим исходя из темы урока.

5. Составьте устный рассказ (5 предложений) о четвероногом друге

Расскажите соседу в паре.

Заслушивание рассказов детей.

6. Что вы знаете о кошках? Расскажите друг другу

Заслушивание ответов детей.

Ребята приготовили дополнительную информацию. Прослушайте.

Ученик 1: Кошки — представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы. У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек различают запахи. У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. У кошек отличная память.

Ученик 2: Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой.

Ученик 3: Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку.

Ученик 4: На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

— Что нового вы узнали?

7. Прослушайте текст Л. Н. Толстого, подберите подходящую пословицу.

1. «Добра желаешь, добро и делай».

2. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

3. «Нет друга — ищи, а нашёл — береги»

(слушание рассказа, видеоролик)

— Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

8. Как вы думаете, какая пословица выражает главную мысль произведения?

9. Тест на понимание содержания прочитанного

А) Герои были — брат и сестра?
Б) У кошки родилось 6 котят?
В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка.
Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть.
Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них
Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

10. Проверка

Да, нет, да, нет, нет, да, да.

11. Физкультминутка

У кота — коташки
Круглая мордашка
И на каждой лапке
Коготки — царапки.
Все ему б игрушки,
Кубики, катушки.
Котик словно мячик
По дороге скачет.

Дети выполняют упражнения за учителем, подражая котику.

Если кушаешь ты рыбку, делай так: «мур-мур».
Вот поймает мышку киска, делай так: «цап-царап».
Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску.
Вот поймает мышку киска, делай так: «цап-царап».
Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу».
Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.
Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу».

12. Беседа по содержанию

А как вы думаете, любил ли Вася своего маленького котёнка? Можете доказать своё утверждение отрывками из текста?

Ученик читает соответствующий отрывок из рассказа Л. Н. Толстого «Котёнок».

— Ребята, а как вы думаете какие ещё чувства, кроме чувства любви, испытывал мальчик, когда спасал котёнка?

— А я думаю, что Вася испытывал ещё одно чувство — чувство ответственности. Как вы понимаете значение этого слова?

— Чувство ответственности — очень важное чувство. Ответственный человек всегда выполнит своё дело, причём выполнит очень хорошо. Такой человек всегда отвечает за свои поступки.

— В чём проявилось чувство ответственности у Васи?

— Можно ли сказать, что слова «Мы в ответе за тех, кого приручили», выражают главную мысль рассказа Л. Н. Толстого «Котёнок»?

13. Работа по запоминанию текста

Чтобы лучше запомнить содержание произведения. Прочитайте его, подчеркните непонятные слова и придумайте 3 вопроса по содержанию.

Проверка.

14. Лексическая работа

Амбар — это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

— Как ещё можно назвать котенка? Соберите рассыпавшиеся слова.

токко (коток), шкатико (котишка), нькатеко (котенька), нотёкочек (котёночек), сонькаки (кисонька)

15. Взаимоопрос по придуманным вопросам

— Какой момент в рассказе, на ваш взгляд, был самым напряжённым, тревожным?

— Написав этот рассказ, Л. Н. Толстой хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

16. Составление плана

Читают, называют части, составляют план:

  1. Кошка пропала.
  2. Кошку нашли.
  3. Котята.
  4. Забыли котёнка.
  5. Собаки.

17. Работа в группах

Каждый ученик получает карточку. Читает её, пересказывает товарищу, готовится к выразительному чтению.

Карточка № 1.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка.

Карточка № 2.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Карточка № 3.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Карточка № 4.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле.

18. Выразительное чтение «Диктор»

Заслушивания чтения детей по карточкам.

19. Итог урока

— Какой четвероногий друг появился сегодня у каждого из вас на уроке?

— Ребята, а как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и Кати?

Давайте напишем пятистишие о котенке.

Самостоятельная работа детей.

20. Заслушивание пятистиший детей

21. Рефлексия

Лист самооценки.

  Да Нет
1. Понравилось ли мне произведение

Л. Н. Толстого?

   
2. Хорошо ли я запомнил содержание произведения?    
3. Смогу я написать изложение по этому произведению?    

Домашнее задание тоже будет необычное. Вы должны написать сочинение о котёнке, который появился у каждого из вас сегодня!

— Спасибо за урок.

Использованные ресурсы:

  1. https://festival.1september.ru
  2. https://images.yandex.kz
  3. https://school.xvatit.com
  4. https://ru.wikipedia.org
Категория: