Седьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Компетентностный подход в преподавании истории как средство развития познавательных способностей учащихся

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Сафонова Юлия Владимировна
учитель истории первой категории
Глубоковской основной школы
Кызылжарского района
Северо-Казахстанской области

Сафонова Ю.В.

 

История в современной школе нередко воспринимается современными учениками как собрание фактов и теорий, которые применимы лишь на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. А десятки новых учебников при всем своем многообразии, по факту, никак не решают эту проблему. Соответственно интерес к предмету оказывается основан только на личности учителя, его способности быть авторитетным для учащихся. Все это делает необходимым поиск новых путей развития исторического образования.

Сегодня этот поиск во многом связан с организацией компетентностного подхода в образовании.

Понятия — «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса к оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементами которого является и собственный опыт учащихся.
2. Содержание образования представляет собой дидактический адаптированный социальный опыт решения познавательных мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для сформирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Модернизация образования, т. е. обеспечения его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда в той или иной мере. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни.

Учитель истории должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса.

Выделяется шесть уровней достижения этого образовательного результата:

1. Рассказывать о фактах из собственного прошлого и объяснять, почему они важны, понимать, что старые фотографии и фильмы говорят о людях или разных местах в прошлом. У нас в школе оформлен музейный уголок, созданы альбомы про ветеранов села, про первоцелинников, а также альбом про историю возникновения нашего села Глубокое. Выезжали на экскурсии в город Петропавловск в областной краеведческий музей, посещали резиденцию Абылай- хана.
2. Уметь приводить простые факты, свидетельствующие о развитии данного человека или события в прошлом, на данных уроках применяем интерактивные методики.
3. Уметь описать, как люди запоминают и сохраняют прошлое, например, военные материалы, и объяснять, зачем они это делают.
4. Называть разные источники информации о прошлом и объяснять, как их может использовать человек, изучающий конкретную тему, уметь объяснить значение слова «наследие» и приводить конкретные примеры. Изготавливаем макеты орудий, примитивный ткацкий станок и т. д.
5. Уметь показывать, как чувствительность общества к собственному прошлому может повлиять на его развитие в настоящем и будущем.
6. Уметь показывать, как наследие и исторические факты могут использоваться и положительно и отрицательно., например по изучению темы «Присоединение Казахстана к Российской империи».

Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределенности.

Концепция модернизации образования выделяет компетентностный подход в обучении как один из значимых.

Несмотря на то, что познавательная компетентность носит метапредметный характер и формируется усилиями преподавателей разных предметов, каждый учебный предмет вносит в ее развитие собственный, специфический вклад. Проводим межпредметную связь с другими предметами, например изучая восстание Е.Пугачева в 8 классе по истории Казахстана, мы рассматриваем некоторые сцены из произведения «Капитанская дочка», что сказывается на эмоциональном восприятии материала. Ставили инсценировки по истории Казахстан в 6 классе, когда проходили тему «Война саков против иноземных захватчиков».

Соответственно, именно на уроках истории формируется такая составляющая познавательной компетентности, как способность анализировать и понимать побудительные причины социальных действий, соотносить их с исторически сложившимися системами социальных ценностей. Компетентностный подход в преподавании истории требует органичного сочетания его с «традиционным» подходом, направленным на расширение фактологических и теоретических знаний обучающихся.

Современные технологии дают возможность использовать, наряду с традиционно классно-урочной системой, альтернативные формы и методы организации образовательного процесса. Так на своих уроках я применяю исследовательский метод проектов. При этом реализуется уровневая дифференциация, у обучающихся формируются способы познавательной деятельности, обеспечивается объективная оценка личностного роста школьников.

Школа должна внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся: познавательной, самообразовательной, личностной, коммуникативной, социальной, поликультурной, информационной, компетентностного отношения к своему здоровью. Есть возможность выйти в мировое информационное образовательное пространство через Интернет и мы ее используем.

Все это развивает и предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий. Таких как:

  • Заниматься самообразованием;
  • Иметь собственное мнение;
  • Оценивать жизненную ситуацию;
  • Оценивать поступки, вредные привычки;
  • Сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;
  • Устоять перед трудностями.

Компетентностный подход в образовании — это альтернативное решение проблем, возникающих в процессе создания условий на пути достижения необходимых результатов образовательной деятельности учащихся, компетентностного отношения личности к жизни.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятие с двумя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно. В условиях одновременной работы учителя с двумя классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Выходом из данной ситуации является отбор заданий для индивидуальной работы ученика на уроке.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы возникающие в практической деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Например, изучая в 9 классе тему про Вторую мировую войну, мальчики заинтересовались и собрали дополнительную информацию по вооружению солдат в данный период.

В обучении истории преобладают занятия, на которых доминируют цели формирования знаний.

В общем виде можно сказать: Компетентностным является задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у ученика безответного ответа вопроса «А зачем мы это делаем?».

Учитель имеет возможность показать, что историческая память живет не только в текстах исследований ученых-историков, но и в обыденном сознании, языке, политической идеологии, религии, морали, искусстве. Иными словами, историографические сюжеты целесообразно изучать, реализуя не столько «знаниевый», сколько компетентностный (деятельностный) подход в обучении истории. Проводим внеклассные мероприятия, где учащиеся через свое творчество знакомятся с тем или иным событием.

Реализация компетентностного подхода в образовании требует новых качеств учителя: компетентность в целеполагании, в выборе педагогических технологий и методик обучения, компетентность в отборе учебников и УМК и информационная компетентность. Внедрение компетентностного подхода на уроках истории способно радикально решить проблему развития познавательных способностей учащихся в оценке исторического мировоззрения.

Список литературы

1. Бартенева Н.В., Дворникова О. Л. Научно-исследовательская работа учащихся./ Н. В. Бартенева, О. Л. Дворникова// Преподавание истории и обществознания в школе, — 2005. — № 3. — С. 31–37
2. Битюков К. О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения./ К. О. Битюков// Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. — № 5. — С. 26–32.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей/ В. Н. Дружинин — СПб., 1999
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования/ И. А. Зимняя// Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34–42.
5. Лазукова Н. Н. Формирование учебных умений на уроках истории./ Н. Н. Лазукова.// Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. — № 5. — С. 34 — 40.
6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании./ О. Е. Лебедев// Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3 — 12.
7. Соколов А. Б. Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта/ А. Б. Соколов// Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. — № 7. — С. 43.
8. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе./ М. Т. Студеникин — М., 2002.

Категория: