V Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей

 

«…черемуха, смородина — это тоже Родина»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Джура Елена Юрьевна учитель физической культуры высшей квалификационной категории, руководитель кружка «Турист» КГУ «Уба-Форопостовская средняя школа» Бородулихинского района, ВКО

«…черемуха, смородина — это тоже Родина» | Фото с сайта bilet.kp.ru

Конспект похода-экскурсии в сельской малокомплектной школе.

Содержание и цели:

  • воспитывать любовь к Родине, родному краю;
  • расширять краеведческий интерес, знания детей о природе (флоре и фауне);
  • продолжать развивать наблюдательность, познавательные процессы у детей; прививать интерес к прекрасному.

Ход занятия:

— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, ведь путешествуя, человек узнаёт много интересного. На экскурсиях и в походах можно узнать, когда и как зародилось наше село, в котором мы живём, а также любоваться красотой родного края.

Наш дом родной, наш общий дом —
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зелёный луг!

— Кто из вас догадался, о чём эти строки? (ответы детей) Правильно — о Родине. Назовите место, где мы с вами живём? (ВКО, село Уба-Форпост).

— Ребята, а где мы с вами сегодня находимся? (гора Мохнатуха, река Уба).

— Нашу местность смело можно назвать Зелёным музеем. Но сначала вспомним правила поведения в лесу, в горах (дети рассматривают экологические знаки и рассказывают о них).

— Молодцы! Теперь я знаю, что никто из вас не нанесёт вреда природе.

— Посмотрите, как красив луг с жёлтыми цветами!

— Ребята, мы с вами попали в царство растений и загадок о них.

Загадки:

1. Рос шар бел, дунул ветер — шар улетел. (Одуванчик).

2. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог. Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник).

2. Ах, не трогай меня, обожгу без огня!

— Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива).

4. Я и в поле, и в саду
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками проросла. (Ромашка.)

— Ребята, как можно назвать эти растения? Для чего они нужны человеку? Правильно — это лекарственные растения. Они помогают человеку и животным избавиться от болезней. Все эти растения произрастают во многих районах нашего края. Есть много трав полезных на земле страны родной, могут справиться с болезнью — ромашка, мята, крапива и одуванчик молодой.

Попробуем по запаху определить: мяту, душицу, ромашку, полынь, пижму и др.

Назови цветы в букете (из собранных цветов).

— Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Большинство цветов размножаются семенами, если сорвать цветы, то растение утратит возможность размножаться и ему может грозить вымирание.)

— Ребята, посмотрите, какие деревья нас окружают? (берёза, сосны, клён, тополь).

Определите по листьям породы деревьев и кустарников. (береза, осина, рябина, крушина, бузина, тополь и т. д.)

— А у какого дерева белый ствол? (берёза) В какое время года берёза угощает нас соком? (весной). Как называют берёзку в народе? (подружка, кудрявая, невеста).

Какие ягоды растут в наших лесах? (Земляника, черника, малина, клюква, ежевика, брусника.)

— Чем ценны плоды шиповника? (В них много витамина С.)

Экологический тренинг:

Представьте себя деревьями,
Ваши корни глубоко вросли в землю,
Ваш ствол, ваши ветки тянутся к солнцу,
Вы — деревья в лесу!
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем.
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем —
Крылья мы сложим назад!

— Как вы думаете, кто может жить на деревьях? (птицы)

— А как называется дом, где живут птицы? Как птицы делают гнёзда, из чего? (ответы детей)

Есть ли взаимосвязь между голосом и названием птицы?

Безусловно! Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались многие названия птиц. Вот давайте вспомним, кто как поет:

Синичка посвистывает: «Синь-синь
Чайки кричат: «Чай-чай
Гагары им поддакивают: «Га-га! Га-га
Галка представляется: «Гал-ка! Гал-ка
Грач вторит ей: «Гра-гра
Чиж, откликаясь: «Чи-чи! Чи-чи
Тетерев скромно называет себя: «Тер-тер! Тер-тер
Кречет же подает о себе таким образом: «Кре-кре
Ну, а скворцы поют: «Сквор-сквор

Почему аиста в народе считают птицей, приносящей счастье в семейный очаг?

Считается, что аисты не только приносят в дом счастье, но и новорожденных детей. Маленьким несмышленым детям, пристающим к родителям с вопросами о своем появлении на свет, некоторые родители, дабы не ломать голову над естественным вопросом ребенка, отвечают просто и лаконично: аист в клювике принес.

Издавна аисты пользовались особым уважением у людей, и птицы отвечали им тем же: селясь неподалеку от сел и деревень, мастеря гнезда на деревьях, а иногда устраивая и обживая их на крышах домов. Гнездо аиста — большое и добротное, настоящее жилище, которое с любовью из года в год подновляется и ремонтируется.

Аисты — верные супруги и заботливые родители. По очереди они насиживают яйца. Вместе кормят и выращивают свое потомство: приносят в клювах еду и вываливают ее перед малышами, мол, выбирай себе на вкус! Поят их припасенной водой из своего клюва и даже устраивают банные дни, поливая на птенцов сверху. В особо знойные и жаркие дни папа-аист, пристроившись рядом с гнездом, застывает на месте, широко раскрыв крылья, закрывая своих чад от палящих солнечных лучей. Примерно через два месяца птенцы пробуют свои силы, но еще под неусыпным руководством родителей: вылетают из гнезда, ищут себе прокорм. Аисты продолжают опекать своих подросших отпрысков до тех пор, пока они окончательно не подрастут и не окрепнут: приносят моллюсков, небольших рыбок, ящериц, лягушек, грызунов, насекомых.

О благоразумии аиста можно судить по такому факту: больных и слабых, не способных к выживанию птенцов, родители выкидывают из гнезда. Оправдывает жестокость родителей их желание иметь здоровое потомство. Ведь больной птенец может заразить и остальных, к тому же более сильные птенцы не дадут ему расти и развиваться, вовремя получать свою пищу.

Быть может, за заботливое и добросовестное, ответственное отношение к содержанию своей семьи аисты олицетворяют собой счастье. Поэтому-то этих птиц народ наделил почетной обязанностью — приносить в каждый дом и семью большое счастье — ребенка.

— По каким приметам можно определить ясную погоду? (Утренняя роса на траве, прохладно после захода солнца, утром стелется туман, небо утром серое, вечером квакают лягушки и т. д.)

— По каким приметам мы определим, что скоро будет дождь? (Ласточки низко летают, дождевые черви вылезают наружу, овцы просятся в загон, утром нет росы, на восходе небо красное, рыбы выпрыгивают из воды, муравьи бегут к муравейникам и т. д.)

— Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они летают за насекомыми, которых холодный и влажный воздух прибивает к земле.)

— Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи тянутся к муравейнику, закрывая его ходы.)

— Почему муравья в народе считают хранителем леса? (Потому что муравьи приносят огромную пользу лесу — уничтожают вредных и губительных для растений насекомых.) Между прочим, муравей никогда не забредет в чужой муравейник, знаете почему? Оказывается, муравьи великолепно различают запахи и по ним находят дорогу в свой дом-муравейник.

— А что это за чудесный цветок? (Бабочка)

— Посмотрите, чьи это владения? (здесь живёт паук, он плетёт паутину)

А знаете ли вы о том, что для лягушки добыча только то, что движется?

Неподвижную муху она просто не видит. А в движении они тут же будут пришлепнуты длинным языком лягушки. Оказывается, очень многие охотники — ящерицы, насекомые, другие мелкие животные — замечают добычу, только когда она движется.

— Ребята, насекомых на земле много или мало? А что было бы, если бы насекомых не стало? Много разных насекомых — это хорошо или плохо?

— Человека называют царём природы! Правильно ли это? (дети высказывают свои соображения)

— Человеку надо бережно относиться к природе!

Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец! (С.Кирсанов).

Вот и подошло к концу наш привал. Каждый, кто хоть один раз побывал в походе, приобретает гордое звание «Турист!». Следовательно, все мы с вами туристы.
И в начале дороги домой давайте разучим нашу речёвку. Я буду произносить строчку, а вы мне дружно отвечайте: «Мы туристы!». Но будьте внимательны!

Кто шагает с рюкзаком? Мы, туристы.
Кто со скукой не знаком? Мы, туристы.
Кто в дороге целый день? Мы, туристы.
Кто не знает слова лень? Мы, туристы.
Эй, ребята, твёрже шаг!
Что турист берёт в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!

Давайте «сфотографируемся на память»

Продолжите фразы:

Мне сегодня понравилось…
Мне сегодня запомнилось…
Я сегодня узнал…
Мне было интересно, потому что…
Я научился…
Мне хотелось бы изменить…
Я расскажу друзьям о…
Я испытываю чувство гордости за…
Моё участие я оцениваю как…
Мне хочется пожелать…
Мне хочется сюда вернуться, потому что…

Дома расскажите родителям о нашей экскурсии, о своих открытиях и новых знаниях.