Открытый урок по познанию мира в 4 классе на тему: «Растения и животные лесов и тугаев»

 
Версия для печатиВерсия для печати
 

Васильева Наталья Анатольевна учитель начальных классов, вторая квалификационная категория, стаж 7 лет, КГУ «Кызыласкерская средняя школа им.В.М.Скачкова. СКО, Мамлютский район, село Кызыласкер

Цель: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи:

1. Познакомить с растительным и животным миром лесов и тугаев, с экологическими проблемами, возникающими по вине человека.
2. Развивать речь, наблюдательность, мышление; любовь к природе

Результаты обучения: Могут рассказать о зоне лесов, растениях и животных леса, сравнивать и рассуждать о разнообразии растительного и животного мира лесной зоны

Ключевые идеи: Лес — источник здоровья человека. Лес — украшение земли. Лес — наше богатство. Тугаи — это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь

Оборудование: Слайды о лесе и тугаях, листы бумаги, фломастеры, смайлики.

Ход урока

1.Психологический настрой (5 мин)

Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать качество — внимательность.
А поможет всё узнать наша любознательность.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно!

2.Рубрика «Подтверди свои знания»

— Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. На прошлом уроке мы познакомились с растениями и животными пустынь.

— Что мы называем пустыней? (Огромные территории, которые отличаются крайне сухим климатом)

— Как растения и животные приспособились к условиям пустыни?

3.Побуждение.

1. Какая тема нашего урока вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём!(Лес)

— Что мы будем сегодня изучать? Какую главную цель мы поставим на уроке?

Ребенок читает наизусть строки из стихотворения «На лесной опушке»
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды травы
Нам на пользу, друзья взращены.

2.Составьте ассоциации к слову лес

— Так что вы знаете о лесе? Чем он является для человека?

4.Чтение учебника. Дети подтверждают свои знания, читая первую часть текста «Растения и животные лесов и тугаев».

1.Какие виды лесов вы знаете?

Хвойные        Лиственные         Смешанные

— Почему так называются эти леса? Вдумайтесь в смысл этих названий.

— А кто знает, где в Казахстане есть заповедные леса?

— Вблизи г. Кокшетау живописное место по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боровое.

— В Карагандинской области — Каркаралинск.

— В Павлодарской области — Баян-аул.

— А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах?

— Каких животных можно встретить в этих лесах? (Лося, сибирскую косулю, зайца-беляка, желтого суслика)

— Ребята, нам звери прислали телеграммы, но телеграммы без ответа. Вы должны отгадать — кто прислал эти телеграммы.

1 телеграмма — Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо понапрасну головой вертеть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее — веточками деревьев, корой деревьев. (заяц-картинка)

2 телеграмма — Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди Но если этой пищи нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь- картинка)

3 телеграмма — Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров высоты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но очень мы и соль любим.(лось-картинка)

— В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и пустынной зон много тугаёв.

Тугаи — это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь. (пояснение учителя)

2.Чтение второй части статьи.

Далее учащиеся рассказывают о тугаях.

— Какие растения растут в тугаях?(Барбарис, шиповник, облепиха, джида)

— Для каких животных заросли тугаев являются домом?(фазаны, кеклики, зайцы, волки, косули, дикие кабаны)

4.Работа в группах.

Подумайте, какую пользу приносит лес людям и животным?

Дети делятся на группы. Каждая группа составляет рисунок, где изображает свою тему и объясняет, почему лес аптека, воздух, место отдыха, защитник воздуха, водоемов, почвы итд.

5.Дискуссия

— Почему лес надо беречь и охранять?

— Выскажи мнение, человек — друг леса или враг? Когда человек является другом, а когда наоборот?

Друг

Враг

1

 

2

 

3

 

6.Разбор ситуаций

— Я предлагаю разобрать ситуации. Что неправильно делали дети в лесу? Какие правила они нарушили?

1 ситуация.

Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусором под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по два букета цветов. Довольные они отправились домой.

Справка: 1 целлофановый пакет — разлагается 100 лет.

2 ситуация.

В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.

3 ситуация.

Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы увидели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой.

Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых.

4 ситуация.

Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита! Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разожгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Довольные ребята отправились домой.

— Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.

— В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», который записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна.

Долг каждого гражданина беречь и охранять природу.

7. Рефлексия — О чём мы сегодня говорили?

— Что такое лес, тугаи?

— Какие деревья растут в лесах и тугаях?

— А какие ещё растения?

— Какие животные водятся в лесах и тугаях?

— Почему мы должны охранять лес?

— Что даёт нам лес?

— Какие правила мы должны соблюдать в лесу?

— Я бы хотела закончить наш урок словами:

Любите родную природу —
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

Домашнее задание: стр.76−78 подготовить сообщение

Оцените себя смайликом.

Источник: https://kopilkaurokov. ru/nachalniyeKlassi/uroki/liesa-i-tughai-rastieniia-i-zhivotnyie-tughaiev

Категория: