Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок технологии в 6-м классе на тему: Металлы и сплавы

 

Версия для печатиВерсия для печати

Нихаенко Вадим Николаевич учитель технологии и художественного труда, категория 1, стаж 22 года, Арыкбалыкской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области республики Казахстан

Нихаенко Вадим Николаевич

Урок технологии в 6-м классе.

Цель урока:

выяснить знания учащихся по физическим и механическим свойствам металлов; выполнить тестовые задания по теме; изучить отличие железа от стали и чугуна; рассмотреть основные группы чугуна, применение белого, серого, ковкого и высокопрочного чугуна; выполнить практическую работу.

Критерии успеха:

учащиеся хорошо знают физические и механические свойства металлов;
они успешно выполняют тестовое задание; учащиеся хорошо усвоили особенности разных видов чугуна; они знают отличие чугуна от стали;
учащиеся грамотно выполняют практическую работу.

Оборудование урока: чугун, железо, сталь, тестовые задания, презентация по теме, карточки по стратегии «фишбоун» и карточки по составлению синквейна, карточки по технике безопасности.

Ход урока:

I. Организация класса.

1.Приветствие.
2.Проверка подготовленности к уроку.
3.Психологический настрой.

Этап проверки домашнего задания.

1. Выполнение тестового задания по теме: Физические и механические свойства металлов.

Тестовое задание по теме: Физические и механические свойства металлов:

1.Способность металла переходить из кристаллического состояния в жидкое с поглощением теплоты — это...
2.Способность металла проводить электрический ток называется...
3.Способность металла увеличивать свой объем при нагревании...
4.Способность металла сопротивляться разрушению под действием внешних сил...
5. Способность металла восстанавливать свою первоначальную форму и размеры после снятия действующей нагрузки...
6.Способность металла, не разрушаясь, изменять свою форму под действием нагрузки и сохранять полученную форму после снятия нагрузки...
7.Способность металла сопротивляться быстро возрастающим ударным нагрузкам...
8.Способность металла сопротивляться проникновению в него более твердого тела...

Ответы:

а) упругость; б) прочность; в) электропроводность; г) пластичность; д) вязкость; е) твердость; ж) тепловое расширение; з) температура плавления.

Правильные ответы: 1-з; 2-в; 3-ж; 4-б; 5-а; 6-г; 7-д; 8-е.

Этап изучения нового материала. Тема урока записана на доске.

Этап «Вызов».

Учащимся предлагается высказать свое мнение, что они понимают под понятием черные металлы и сплавы.
Прием «Мозговой штурм», учащиеся называют черные металлы и сплавы

Объяснение учителя с презентацией.

1. В группу черных металлов входят железо и его сплавы — сталь и чугун.

2.Прочность железу придает углерод. Если углерода мало-0,02-0,04%, то сплав сохраняет природные физические свойства железа: он мягкий, пластичный. Такой сплав железа с углеродом легко изменяет форму под давлением и называется технически чистым железом. Чем больше углерода, тем металл делается более твердым и менее пластичным.

3.Сталь — это сплав железа с углеродом, содержащий до 2% углерода. Сталь — это прочный, пластичный сплав, она бывает мягкой и твердой. Очень твердая сталь делится на конструкционную (для металлических конструкций) и инструментальную (для режущих инструментов).

На рисунке 43. рассмотрите, какие изделия изготавливают из стали.
(из стали изготавливают проволоку, гвозди, шурупы, ножи, болты, пружину). Набор гвоздей, шурупов, болтов, пружин на демонстрационном столе.

4. Чугун-сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (3-4,5%) углерода. Чугун выплавляют из железной руды в доменных печах.

2.Групповая работа учащихся с учебником по материалу, как получают чугун (стр. 48). Работаете по стратегии «Фишбоун»


Предлагаю вам изучить тему с помощью стратегии «Фишбоун».

Изучаете в группах. Стратегия дается вам в карточках.

Карточка.

Это схема, включающая в себя 4 основных блока: голова- проблема или тема, на нашем уроке — это металлы.

Верхние косточки, на них фиксируются основные понятия, причины (получение чугуна и виды чугуна)

Нижние косточки, на них факты, подтверждающие наличие причин, на нашем уроке — это свойства разных видов чугуна.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения (значение чугуна). Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Составьте синквейн со словом чугун и сталь.

Рассказ учащихся по изученному материалу по стратегии «фишбоун».

Ответ учащихся: Чугун выплавляют из железной руды в доменных печах. Руду вместе с коксом (специальный уголь) загружают в доменную печь сверху. Снизу в домну все время вдувают чистый горячий воздух, чтобы кокс лучше горел. Внутри печи образуется высокая температура, руда плавится, и полученный чугун стекает на дно печи. После этого расплавленный чугун вытекает из отверстия домны в ковши.

Чугун делится на четыре основные группы: белый, серый, ковкий и высокопрочный.

                                 Чугун
белый чугун серый чугун ковкий чугун высокопрочный чугун

Синквейн.

Чугун
Твердый, прочный
Выплавляют, получают, обрабатывают
Чугун — это прочный металл
Сплав.

Сталь
Конструкционная, инструментальная
Получают, содержит, изготавливают
Сталь бывает мягкая, твердая
Пластичность

Этап закрепления изученного материала.

Практическая работа: Свойства серого, ковкого, высокопрочного чугуна, его применение.

Вводный инструктаж: подготовка материала (разные виды чугуна);
повторение правил техники безопасности при работе.

Текущий инструктаж:

1. индивидуальная помощь учащимся при выполнении работы;
2. концентрация внимания учащихся на главном.

Название чугуна

Свойства  чугуна

 Применение

1. белый чугун

 

 

2.серый чугун

 

 

 

3.ковкий чугун

 

 

 

4.высокопрочный

чугун

 

1. очень  твердый и хрупкий, плохо поддается резанию

2.мягче белого, хрупкий, хорошо обрабатывается резанием

3повышенная прочность, вязкость, невысокая пластичность.

4.более прочный, чем серый чугун, обрабатывается труднее

1. для переделки в сталь

 

 

2.для изготовления станин, радиаторов отопления,  шкифов

 

3.картеры, ступицы колес

 

 

4.коленчатые валы, тормозные колодки, шестерни

 

 

 

Заключительный инструктаж: 1. анализ успехов и ошибок, допущенных при выполнении работы; 2. оценивание выполненной работы.

Домашнее задание стр.47-50

Этап подведения итогов урока.

Итог урока, оценки за урок.

IX. Рефлексия: 1. Знали ли вы раньше виды чугуна? 2.Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? 3. Комфортно ли вы чувствовали вы себя на сегодняшнем уроке?

Категория: