Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Творчество М. Жумабаева в преподавании истории и обществознания

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цветкова С.В.
учитель истории высшей категории
г. Петропавловск Северо-Казахстанской области
Цветкова С.В.

 

Его называли киргизским (казахским) Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то похож на Сергея Есенина-то ли волнами вьющихся волос, только не русых, а чёрных, как смоль, то ли открытой искренностью в глазах.

 

Вряд ли есть смысл сравнивать с кем-либо истинно национального поэта, Магжана Жумабаева, ибо его талант уникален по своей природе и сути.

Уникальность творчества Магжана в том, что по произведениям поэта можно изучать историю казахского народа. Стихи, поэмы, проза, знаменитая «Педагогика» служат превосходным материалом для создания образного представления у школьников той или иной эпохи из жизни Казахстана.

О путях внедрения творчества М. Жумабаева на уроках истории повествует данный доклад.

Творчество поэта следует рассматривать в органической связи с конкретной исторической действительностью, с тем сложным периодом, когда происходила невиданная ломка жизненного уклада казахского народа, когда наступала эпоха величайших социальных потрясений.

Автор доклада предлагает несколько путей использования произведений нашего земляка на уроках истории: тематические уроки по творчеству М. Жумабаева, проблемные уроки с использованием произведений поэта; творческие задания; частичное применение стихотворений и поэм в качестве эпиграфов к урокам и др. Остановимся на более подробном рассмотрении некоторых из приемов.

Для эмоциональной окраски урока и показа реальности событий возможно использование строчек из стихотворений как эпиграф к теме.
Например, на уроке по теме «Казахские просветители конца 19-начала 20 в. Абай Кунанбай-улы» в 8 классе в качестве эпиграфа взяты следующие строчки из стихотворения «Абаю» (1917 г.)

  • «От человека остается след —
    Умрет сапожник — ремесло останется…
    Поэт умрет — слова родятся в памяти».

А также подойдут строки:

  • «Поэт и ученый,
    Себе не имеющий равного,
    Твои слова останутся навек».

По ходу урока учитель, обращая внимание учеников к эпиграфам, дает короткую характеристику автору срок — М. Жумабаеву, и предлагает почитать стихи Абая.

При изучении национально-освободительных движений казахского народа, джунгарских войн, движения 1916 г., участия казахов в революционных событиях 1905, 1917 гг. в качестве эпиграфа используются строки из стихотворения М. Жумабаева «Мечеть и тюрьма».

  • «Зовет мечта, и мы ей не чужды,
    И мы с мечтой своей умеем жить,
    Ведь лучшее с мечтою создается,
    Вот почему мечте мечтатели нужны».

Стихотворными строками из этого же произведения начинается урок, посвящённый партии «Алаш» и ее руководителям — А. Букейханову, А. Байтурсынову, М. Дулатову в курсе истории Казахстана 9 класс.

  • И вот она опять встает, мечта —
    Мерилом наших душ и нашей честности!
    А этот дом — тюрьма — могила,
    А этот дом, чтоб мечта погибла…
    Как глуп и туп человек на земле,
    Если думал он заточить мечту!

Другой путь внедрения творчества М. Жумабаева на уроках истории — использование целого произведения автора. Цикл стихотворений, посвященных мобилизации казахской бедноты на рытье окопов в 1916 г., дополнит материал учебника 9 класса по теме «Национально-освободительное движение 1916 г.». Наиболее сильным, талантливым из цикла является стихотворение «Орамал» — «Платок». Девушка вышивает платок для своего любимого, которого отправили рыть окопы, надев серую шинель и сунув в руки лопату:

На белый батист ложатся не линии красного шелка,
а жемчужины моих слез.

Создать образ борца за светлое будущее народа поможет замечательное стихотворение «Мое желание» при изучении темы «Национально-освободительное движение 1916 г.».

М. Жумабаев, видя тяжелое положение своего народа, предлагает путь выхода из этого состояния, как и великий Абай, — образование. Что нашло отражение в стихотворении «Всему миру». Данное произведение может быть использовано для образной характеристики народа в курсе истории Казахстана 9 класс.

Но Магжан звал свой народ не только к просвещению, свободе, но и к раскрепощению женщин. Никто так верно не показал горестное положение беззащитной казашки в дореволюционном ауле, как наш земляк, в своих произведениях: «Беззащитная», «Женщина», «Молодая невеста», а так же в рассказе «Грех Шолпан». Используя их на уроках истории в 7 — 9 классах, формируется взгляд на судьбу женщины. Если Абай устами пушкинской Татьяны впервые дал возможность девушке-казашке говорить о своих переживаниях, то Магжан языком прозы сумел донести до нас глубокие психологические переживания Шолпан. Для Магжана нет ничего выше и достойнее любви, а героиня его рассказа своей смертью искупает право на любовь, право самой выбирать путь.

Еще один путь внедрения творчества Магжана на уроках истории автор доклада видит в проведении творческих уроков, посвященных поэту, в курсе истории Казахстана 9 класс.

На уроках истории возможно использование исторических поэм М.Жумабаева, таких как «Кобыз Койлыбая», «Коркыт», «Батыр Баян», «Жусып-хан». В большой поэме «Батыр Баян» поэт реалистично представил героические подвиги казахов, защищавших свои земли от нашествия джунгар в XVIII веке.
Поэтому ее разумно использовать при изучении джунгарских войн в 7–8 классах.

Творчество М.Жумабаева займет достойное место и в курсе «Основы обществознания» 9 класса. При изучении темы «Нации и межнациональные отношения» ставим проблемный вопрос: «Каково место языка в жизни человека и нации?». Среди приводимых на уроке высказываний о языке предлагаем поразмышлять и над словами Магжана. «Язык — переводчик души. Если язык дорог для одного человека, то для нации еще дороже. Нация, которая не имеет своего языка, которая потеряла язык, не может быть нацией. Первый признак, определяющий нацию — это национальный язык. В национальном языке, как в зеркале, отражаются местность, история, быт и нравы нации. В казахском языке отражены то тихая, безветренная ночь, то ураганная желтая степь, длительные перекочевки с места на место, медлительный и спокойный характер народа. Как широка степь, так широк и богат казахский язык». (М.Жумабаев «Педагогика». Учебное пособие.)

Творчество Магжана — всеохватывающая высокая поэзия смелой, гордой личности, устремленной постоянно ввысь; поэзия, достигшая уровня поэтической мысли и культуры мировой литературы. ХХ века. Что позволяет использовать творчество нашего земляка в качестве книги по истории казахского народа.

Категория: