Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Творческий отчет учителя начальных классов Есенгалиевой Гульнары Бакиджановны по теме: «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через использование активных методов обучения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Есенгалиева Гульнара Бакиджановна, учитель начальных классов, высшая категория, стаж 30 лет. Саумалкольская средняя школа № 1 СКО Айыртауский район, с. Саумалколь

Есенгалиева Гульнара Бакиджановна

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Oдной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Поэтому темой своего самообразования выбрала «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через использование активных методов обучения» и выделила для себя проблему «Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?

Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи. Прививать учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам, толерантность; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение. Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно-следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений.

Каждому учителю хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе, что в свою очередь, влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать хорошо апробированные и новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. Другими словами, стремятся разбудить познавательную активность, научить самостоятельному поиску знаний, а это невозможно без хорошей техники чтения.

Исследование в области педагогики и физиологии ребёнка показали, что только скорость чтения 120 слов в минуту позволяет идти параллельно процессам чтения и мышления. Эти выводы педагогов и легли в основу, моего поиска новых технологий проведения уроков чтения.

Вот некоторые технологии и приёмы, которые уже зарекомендовали себя в моей педагогической практике.

1 технология — стратегия ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли) Учащиеся делятся на группы и каждая группа получает задание. Изучая творчество М. Ауэзова «Сирота».

1 группа — выбрать из текста слова, которые помогут описать Касыма.
2 группа — подобрать слова описывающие Ису.
3 группа — найти слова в тексте описывающие пейзаж.

Все 3 группы должны были подумать и нарисовать портреты своего героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе.

Ребята 3 группы должны были уточнить значение пейзажа для раскрытия характера Касыма. На подготовку ушло 20 минут. Затем каждая группа дала устное описание героя, подтверждая своё мнение цитатами из текста. Оба портрета и пейзажная зарисовка оказалась угрожающе мрачной. Глубокая тишина повисла в классе. И тогда ребятам предлагаю сделать вывод и записать его красным цветом. «Касыма никто не любил» — ответили дети, «Любовь — основа жизни» — «Будь щедрым на любовь». Так родился плакат. Детям это очень понравилось. Родилось желание создавать свои индивидуальные плакаты, которые подтвердили необходимость чтения, осмысливания и оформления своих мыслей. Активно применяю на уроках Венный метод. Сравнительный анализ, характеристику героев делали и раньше на уроках чтении, но использование этой технологии внесло в работу элемент творчества, повысило интерес к изучаемому произведению, характеристикам героев. Дети легко дают характеристику героям и обобщая, делают вывод и находят, что общего у героев или наоборот, видят что общего у героев произведения вовсе нет и быть не может.

Одним из наиболее часто используемых на уроках чтения является метод «Инсерт» (технология критического мышления). Этот метод хорошо известен многим, как «метод помет», но не всегда доводится до конца. На полях учебника дети карандашом делают пометы, отвечая на вопросы:

1) Я знаю (+)
2) Не знаю (-)
3) Понравилось (!)
4) Не понял (?)

Итак, прочитывается весь текст, и делаются пометы. Затем дети делятся на группы и готовят устные или письменные ответы на один из этих вопросов (по заданию), 11 группа — я знал, 2 группа — не знал, и т. д. Рабочие группы формируются до конца учебной четверти. Каждая группа имеет свой паспорт, В котором отмечается работа группы: оценка спикера и график дежурных командиров. Дежурный командир руководит порядком работы в группе и назначает спикера из ранее не задействованных в этой работе участников группы. Таким образом, за учебную четверть все успевают побыть и спикером и дежурным командиром. Если учебного времени не хватает, карточка заполняется в следующей четверти и только тогда формируется новая группа. Интересно проходят уроки с элементами «драматизации» при изучении басен, сказок.

1. Волшебные очки.
2. Обмен ролями.
3. Активный зритель.
4. Второе «Я»

«Технология пятистишия»

1 строка — 1 существительное (о герое)
2 строка — 2 прилагательных (его качества)
3 строка — 3 глагола (его характерные свойства)
4 строка — 4 слова — словосочетание
5 строка — 1 слово — синоним к первому слову
6 строка — предложение, в котором заключён смысл произведения.

Техника «РАФТ» — ролевая активизация фантазии и творчества.

Р — роль, которую мы будем изображать;
А — аудитория — для кого?
Ф — форма — как? (беседа, диалог, монолог, сказка)
Т — тема — о чём мы будем говорить

Например: учащимся дано задание, подготовить письменный ответ на вопрос почему Ер — Таргын бежал с родной земли? — «Где твоя храбрость батыр, с которой ты обрушивался на врага? Задание сложное ведь важно при этом выдерживать стиль речи батыра. Не всем в классе такая работа по силам, поэтому к этой работе можно подойти дифференцированно. Более слабым подгруппам было дано задание подготовит устные ответы с опорой на текст или обыграть диалог Ер—Таргына и Акша-хана.

Обязательны на уроках литературного чтения творческие, ролевые пересказы. Применение методов развивающего обучения — метод ассоциаций, метод «Мозговой атаки» (об авторе), метод прогнозирования — помогает выработать у учащихся умение искать, выбирать, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанное произведение. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы ответить на все поставленные вопросы.

Все эти техники и технологии повышают интерес учащихся к уроку, работе с текстом, совершенствуют читательский интерес, технику чтения.

1 класс. Дыхательную гимнастику я провожу в начале каждого урока.

Описание: дети выполняют все задания учителя

Упражнения для разминки

а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.

Задуй свечу

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Егорка

Как на горе на пригорке стояли 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка... (произносить на выдохе)

Обрызгайте белье водой (в один приём три, пять)
И (в один приём три, пять)
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

В цветочном магазине
Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (имитируя вдыхание цветочного запаха 2-3 раза).

Пальчиковые игры

Описание: во время проговаривания дети загибают пальчики на руках

1.Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисичке-сестричке (большой палец)
Воробью (указательный)
Синичке (средний)
Мишке толстопятому (средний)
Заиньке усатому. (мизинец)

2. Ролевая пальчиковая игр.
Вся моя семья большая
Вместе учатся со мной
Самый старший — дедушка Ахмет (большой палец)
За хорошее чтение
Говорит: «Рахмет»

Бабушка в письме сильна (указательный)
И со мной она строга
Папа с мамой любят чтение (средний) (указательный)
Это лучшее учение
И последний это я
Наша дружная семья (мизинец)

Игры «Составь слово»

Описание: из букв составляют слова р и у р о т к о с н руки нос рост рос куст утки урон урок сук рот окно и т. д.

«Байтерек»: поднимись на вершину Байтерека

Описание: сначала читаем без остановки слоги. Затем ищем слово и делаем паузу, читаем слово, потом читаем предложение... беседа по вопросам.

                           ЕТ
               СУ                    КАР
           РИ                              ТИ
     ХАТ                                        НУ
АС                                                   И

«Найди свою пару»

Описание: составляем из слогов слова, вспомните правила правописания

 

АН

 

МАК

 

ТЯ

НАС

 

ТОН

 

САТ

 

«Лишнее слово»

Описание: прочитать, назвать лишнее слово, объяснить, почему

Чашка ложка кошка тарелка. Лиса рыба волк рысь. Шкаф кровать диван слон. Дождь лето осень зима весна. Лыжи санки коньки велосипед. Зебра крокодил тигр медведь.

«Наращивание слов»

Описание: добавьте новый слог.

Рог — пирог, бок — грибок, бор — забор, ход — поход, сук — барсук, нос — поднос, пар — парта, жар — жарко, пожар; лик — суслик, ролик, столик; стол — столбик, низ — карниз, лук — каблук, розы — морозы, лиса — кулиса.

Приёмы работы с текстом. Н. Носов «На горке».

1.Восстановите деформированный текст 2-3 части рассказа. Вставьте слова подходящие по смыслу.

Мальчики увидели друг друга. Им стало (весело, радостно, грустно). Они (побежали, пошли) навстречу; взялись за руки и вместе пошли в школу. Вьюга выла, свистела, но она была не страшной.

2.Инсценирование стихотворения Г. Герасимова «Вьюга».

Описание: предварительная подготовка к тексту, прочитайте стихотворение. попробуйте запомнить.

Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
где была ты ночью, ну-ка?
— Я по всем дворам крутила,
Я деревьям шубы шила,
Разодела их в меха.
И мороз им — чепуха!
— Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Что творила утром, ну-ка?
— Вдоль по улицам бродила,
Все заборы побелила...
3. А. Прокофьев «Как на горке, на горе»
Описание: читайте выразительно.
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто на санях,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже.
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу...
4. Поработаем со скороговоркой
Как на горке у пригорка
Жили 33 Егорки.....
Описание: прочитайте в темпе скороговорки
5. Работа с трудными словами
Сгре-ба-ли — сгребали
От-толк-нул-ся — оттолкнулся
Покатил — подкатил
Посыпает — подсыпает

Описание: читаем внимательно.

Ребусы

Описание: к слогу или букве добавляется слово, обозначенное картинкой

Для развития речи учащихся использую следующие приемы

3 класс

Прием «Мозаика»

Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Прием «Ассоциативные загадки»

Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками — это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Цель последнего этапа — научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по ходу сочинения загадки.

Эти виды работ я применяю с использованием интерактивной доски.

Чтение наоборот

Описание: читаем слова, которые записаны наоборот, например: день-ьнед

Текст вертушка

Описание: эффективнее работать на интерактивной доске, Сектор крутится в быстром темпе по кругу, открывая слова, лети в это время читают

Поймай текст

Описание: буквы прыгают, крутятся в быстром темпе, складываются в предложения, в это время дети должны прочитать.

Текст с наложением

Описание: некоторые буквы накладываются на предыдущее слово

Сплошной текст

Описание: текст дается без пробелов

1 класс приём «Прятки»

Мой Казахстан
Мой Казахстан! Страна моя!
Любимые просторы
У нас и степи, и моря
Леса, поля и горы.
(В. Павленко)

Приём «Сплошной текст»

МойКазахстанСтранамоя
Любимыепросторы
Унасистепииморя
Лесаполяигоры.
(ВПавленко)

Данный материал из моего опыта работы, поможет учителям начальных классов организовать работу детей на уроках литературного чтения. Все описываемые техники и технологии помогают повысить технику чтения, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение к прочитанному, делать выводы и обобщать. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

Категория: