Оксана Александровна Петрова г. Петропавловск, Первая гимназия |
6 класс
Цель: Воспитание казахстанского патриотизма
Задачи
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Литература:
Оборудование:
О.А. — Здравствуйте, ребята.
М.Б. — Сәлеметсіңдерме, балалар.
О.А. — Сегодня у нас будет необычный урок. Мы более подробно познакомимся с казахской национальной одеждой, узнаем, как произносятся и пишутся слова, обозначающие одежду, и выполним коллаж на тему «Казахская национальная одежда».
О.А. — В первой четверти мы знакомились с культурой казахского народа. Что мы узнали на уроках изобразительного искусства?
Ученик — Мы познакомились с казахским орнаментом.
Ученик — Мы изучали казахский ковер «Сырмак» и сделали аппликацию.
Ученик — Мы знакомились с казахской посудой: торсык, пиала, ожау, кувшины, казан, табак — блюдо для мяса и сделали коллаж на тему «Казахская посуда».
Ученица — Мы изучали виды казахских построек: мечеть, мавзолей, минарет и рисовали их.
О.А. — Молодцы!
О.А. У каждого народа есть своя Родина, свои традиции, обряды, игры, национальная кухня и национальная одежда.
М.Б. — Қазір біз қазақтың ұлттық киімдерін білдіретін жаңа сөздермен танысамыз. Сөздік дәптерлерімізді ашамыз да жазамыз:
Енді осы сөздермен сөз тіркесін құрамыз.
Мысалы: көкірекше киемін, білезік киеді, далбай киеді.
Қазақтың ұлттық киімдері ТӨРТКЕ бөлінеді:
О.А. — Четырем ученикам вашего класса было дано задание. Подготовить сообщения об одежде девушек и юношей, и одежде людей среднего возраста.
Одежда девушек была в основном приталенной, с вышитым воротом и рукавами. Девушки носили платья көйлек с 2–3 оборками, длинными рукавами и воротником — стоечка. Поверх платья надевали көкірекше — легкую безрукавку, грудная часть и подол которой расшивали узорами. Могли поверх платья надевать қамзол, сшитый по фигуре с серебряной пряжкой қапсырмой. Одежда девушек шилась из ярких тканей, богато расшивалась орнаментом, бисером, монетами, полудрагоценными камнями. Волосы девушки заплетали в косы и украшали их шолпами — лентами и цепочками с украшениями. На голову надевали такия — маленькую шапочку или қамшат бөрік, отороченную мехом с пучком перьев филина, который играл роль украшения и оберега.
На груди носили алқа — подвески, на запястья надевали білезік — браслеты, на пальцы — жүзік — перстни, а в ушах носили сырға — серьги. Обувались в сапожки на каблуках, расшитые орнаментом
Юноши и молодые мужчины носили замшевые, бархатные и самотканые брюки шалбар, расшитые орнаментом и с разрезами по бокам внизу. Поверх рубахи надевали халат, подпоясанный кушаком или бешпент, опоясанный белдік — поясом с серебряными накладками.
На голове носили такия, а поверх нее бөрік. Заходя в помещение, бөрік снимали и оставались в такия. Обувались в саптама етік — сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них тепло и удобно при езде на лошади.
Зимой надевали шубу тон или ішік — сшитую из меха животных. Мех располагали внутри, а сверху покрывали тканью. На голову зимой надевали тұмақ — меховую шапку с длинными и широкими наушниками и удлиненным концом, закрывающим затылок.
Женщины среднего возраста одевались строго, ткани для одежды выбирались не ярких тонов. Одежда женщины отличалась от девичьей прежде всего головным убором. На голову надевали кимешек — плотно облегающий голову и закрывающий шею, грудь, плечи и часть спины. Поверх кимешек носили құндық в форме чалмы или тюрбана. Постепенно құндық заменили шали и платки.
Платье көйлек — шили для праздников из дорогих тканей неярких тонов. Сверху платья надевали қамзол, а поверх қамзола — длинный халат. На ноги женщина надевали мәсі — легкую обувь из выделанной кожи. Голенище мәсі расписывают орнаментом. Подошвы у них нет, так как носят мәсі внутри жилища. На мәсі надевают кебіс, на высоких каблуках с толстой подошвой.
Одежда пожилого мужчины
Мужчины средних лет и пожилые носили рубахи — косоворотки, камзолы, а поверх камзолов легкие шелковые халаты летом, а зимой — шубы тон или дубленки. На голову надевали такия, а сверху шапку, отороченную мехом. Когда нужно, надевали далбай — головной убор в виде башлыка. Мужчины носили домотканые брюки шалбар и сапоги етік.
Айыр қалпақ — высокий калпак с загнутыми кверху полями и расшитый орнаментом золотыми нитками, қамзол, а поверх него надевали позументный шапан из дорогих тканей, расшитый орнаментом, жарғақ шалбар — брюки красного цвета из хорошо выделанной тонкой кожи, расшитые разноцветным узором.
1) О.А. — Итак. Из сообщений ребят мы более подробно познакомились с казахской одеждой и с казахскими словами, обозначающими одежду. Сейчас мы будем выполнять коллаж на тему «Казахская одежда». А одежду мы будем делать саму по себе? Отдельно куртку, платье или камзол?
Ученики — Нет. Надо показать людей в национальной одежде и чтобы люди были в
О.А. Правильно. На прошлом уроке вы в парах подготовили фон. У
О.А. Сегодня вы закончите свои картины. И работать вы будете в технике аппликации. Кто расскажет нам порядок выполнения аппликации?
О.А. — Все правильно. Ребята, работать вы будете с различными инструментами, а для этого что нужно знать?
Ученики — Технику безопасности!
О.А. — Молодцы. Вы все прекрасно знаете, теперь можно приступать к работе.
Самостоятельная работа. Во время работы звучат кюи казахских композиторов.
Стихотворение о Родине.
М.Б. — Осымен бүгінгі сабақ аяқталды сау болыңыздар!
Журнал «Современный урок» № 3—7