12 месяцев
В Здвиженье сивер, так лето тепло будет
Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе связаны со словом «двигаться» («двинуться»), от которого, вероятно, крестьяне производили и само название церковного праздника, давшее наименование дню 27 сентября.
Здвиженье — хлеб с поля на гумно движется.
Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.
Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
На Воздвиженье зазимки — мужику не беда.
Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка.
Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.
Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.
На Воздвиженье птица в отлет двинулась.
В этот день медведь залегает в берлогу.
Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.
По народному замечанию, на праздник Воздвиженья «гады и другие пресмыскающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны», которые называют ирьем или вырием. Туда же улетают и ласточки.
На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется.
Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают.
Змея и гад не движется (обмирает или лезет по деревьям в вырай, в теплый край, а которая укусила человека — остается на земле).
На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в холодные дни.
Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда — кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Вирая.
На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.
По мнению орловцев, тамбовцев и владимирцев, «в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах».
«Крестьяне повсюду верят, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно». По другим сведениям, в день Воздвиженья крестьяне воздвигали часовни, кресты; соблюдали пост.
С Воздвиженья начинали рубить капусту.
На Воздвиженье первая барыня — капуста.
Смекай, баба, про капусту в Воздвиженьев день.
У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой.
На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.
На Воздвижеяье начало капустникам, капустницам, капустенским вечерам, кои длятся две недели. Молодежь затевала вечеринку — капустник, начиная посиделки.
Вейся ли, вейся, капуста,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли во зеленом
Гуляй, душечка родная.
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет,
Себе пару выбирает:
Лизавету — по совету,
А Настасью — по согласью.
Я Аленушку люблю,
Шелковой платок куплю,
Сто рублей заплачу.
Сто рублей нам нипочем —
Гуляй девка с молодцом!
(Смоленщина.)