Инновационные технологии на уроках экономики
Крайнова Инесса Владимировна, |
В условиях рыночной экономики увеличивается спрос на профессионально компетентных специалистов. Профессиональная компетентность на сегодняшний день определяется уровнем профессионального образования, индивидуальными способностями человека, его стремлением к непрерывному самообразованию, творческим отношением к делу. К формированию именно такого типа личности направлена наша совместная педагогическая деятельность. За время моей педагогической работы мне выпала возможность вести занятия по целому ряду дисциплин: «Учет в банках», «Анализ финансовой отчетности», «Банковский надзор и аудит», «Финансы и кредит» и «Экономика предприятия».
Таким образом, у меня было обширное поле деятельности для приобретения необходимого опыта и разработки собственного стиля работы, характерными чертами которого являются применение современных технологий, активизация самостоятельности и творческой деятельности учащихся за счет использования игровых элементов, написания рефератов, курсовых работ, проведения олимпиад, предметных недель. Чтобы пробудить интерес у учащихся, использую проблемное обучение, игровые элементы, сочетая различные формы работы: индивидуальную, групповую, дифференцированный подход.
Большое внимание уделяю разработке и внедрению игровых элементов в процессе обучения с целью увеличения доли самостоятельной и творческой работы учащихся. В своей педагогической работе я стараюсь научить учащихся приобретать знания не только из услышанного на уроках, но и в результате самостоятельного поиска. Подготовка к самообразованию — одна из важнейших задач обучения. Ёе решение предполагает усвоение учащимися умений и навыков самостоятельной учебной деятельности. Очень трудно в учёбе тому, кто не привык к самостоятельному умственному труду.
Сейчас время требует учиться так, чтобы быть подготовленным к самостоятельному обновлению и пополнению знаний. «Почему учащиеся плохо учатся?» Этот вопрос беспокоит многих педагогов. Уровень развития молодёжи растёт с каждым годом. И всё же специальные знания учащихся не удовлетворяют преподавателей. Для того, чтобы знать изучаемый материал, недостаточно слушать и записывать объяснения преподавателей — нужна ещё систематическая самостоятельная работа. Если учащийся приобретает только умение слушать, записывать и пересказывать, то он не приучен добывать знания самостоятельно. Такой студент получает большую или меньшую сумму знаний и соответствующие оценки.
Он становится специалистом, но, оказавшись на работе, выпускник сталкивается с фактом, что знаний у него маловато, а приобрести их путём дальнейшего самообразования он не умеет. Этому он в своё время не научился. Поэтому, прежде всего, считаю необходимым научить наших учащихся применять уже имеющиеся знания для приобретения новых. Решая проблему практического обучения, в учебном процессе я использую нетрадиционные формы обучения: уроки — экскурсии, уроки — конкурсы, уроки — деловые игры.
Приведу примерный план урока — деловой игры по теме «Экономика — наука о выборе», проводимого в группах по специальности программное обеспечение. По окончании изучения данной темы провожу итоговое занятие для контроля знаний учащихся в форме
Цели урока:
- сформировать у учащихся понятия о разделении труда и специализации;
- развить конкурентоспособную, активную личность;
- создать условия для формирования коммуникативной культуры при выполнений заданий в группах.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с понятиями разделение, специализация, эффективность труда;
- показать учащимся практическую значимость разделения труда и специализации при производстве товара;
- сформировать умение анализировать происходящие ситуации и правильно на них реагировать.
- развить у учащихся умение прогнозировать экономические и социальные последствия принимаемых решений
- развить у учащихся умение работать в группах.
Оборудование урока:
- Листы бумаги
- Ручки
- Цветные карандаши
- Ножницы
- Таблица
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: деловая игра (групповая деятельность).
Использование ИКТ: слайды
План урока:
- Организационный момент.
- Опрос домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Перед уроком преподаватель просит ребят разделиться на группы по 5–6 человек.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, выявление отсутствующих.
2. Фронтальный опрос учащихся
— Кто является основоположником экономики? (Аристотель)
— Что изучает экономика? (Хозяйственную деятельность человека)
— Какие виды хозяйственной деятельности вы знаете? (Производство, обмен, потребление)
— Что такое потребление? Приведите пример потребления. (Потребление — это использование товаров и услуг себе во благо)
— Что такое обмен? Приведите пример обмена. (
— Что такое производство? Приведите пример производства. (Производство — это создание экономических благ)
— Сформулируйте основную проблему экономики. В чем ее смысл? (Основная проблема экономики — это ограниченность (нехватка) ресурсов)
3. Объяснение нового материала
Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением. Так и было в натуральном хозяйстве.
— Почему же современная семья от этого отказалась? (нехватка сил, нехватка времени) В
результате этого, люди стали искать способы для того, чтобы облегчить свой труд.
Итак, тема урока сегодня: «Способы преодоления ограниченности ресурсов».
— Как вы думаете, какая цель урока? (сегодня мы должны узнать, какие существуют способы преодоления ограниченности ресурсов)
— Ребята, сегодня у вас необычный урок. Все вы сегодня работники авиастроительных компаний.
— Как вы думаете, что выпускают авиастроительные компании? Конечно, самолеты.
Итак, каждая группа на рынке самолетов — это отдельное предприятие по их производству. А для производства необходимы ресурсы.
Ресурсы для каждой фирмы будут:
- три листа бумаги,
- одни ножницы,
- коробка цветных карандашей,
- четыре ручки
— Фирм много, а значит, на рынке будет наблюдаться конкуренция.
Ваша задача: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов.
Требования к качеству самолетов:
- У каждого самолета должно быть три иллюминатора.
- Должна быть маркировка производителя.
- Должна быть российская символика (например, флаг).
Время производства: 3 минуты.
Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через три минуты учитель подводит итог 1 тура игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.
— Давайте посмотрим на доску. Результаты невысокие! На рынке требуется больше самолетов!
— Почему такие низкие результаты? Обсудите этот вопрос на планерке в вашей фирме. Решите, что необходимо сделать для более результативной работы вашей организации? Ваше решение — это коммерческая тайна! Не выдавайте ее конкурентам!
Учитель дает некоторое время для обсуждения проблемы. Пока ребята обсуждают, он забирает со столов весь произведенный товар, отходы и оставшиеся неиспользованными
— Итак, решение принято! А в нашей игре 2 тур! Задание прежнее: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов за три минуты.
Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через три минуты учитель подводит итог 2 тура игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.
— Проанализируйте результаты таблицы. Что вы можете сказать о производстве самолетов?
(Производство самолетов во 2 туре игры стало выше)
— Работа каждой фирмы стала более эффективной. Что такое эффективность? (результативность)
— Почему результаты вашей деятельности стали лучше? (Во втором туре игры каждый стал заниматься своим делом)
— То есть, вы в своей работе стали применять разделение труда. После чего каждый стал все больше внимания уделять только своей операции, а значит начал специализироваться.
— Итак, появились новые слова:
Разделение труда — это организация производства, при которой каждый работник занимается
Специализация — это сосредоточение деятельности на
Эффективность — это результат деятельности.
Запишите их в тетрадь.
— Где еще в экономической жизни общества встречается разделение труда и специализация? Приведите примеры. Молодцы!
— С какими проблемами вы столкнулись при работе над выпуском самолетов?
(Не хватило листов, ножниц, времени)
— Значит, вы столкнулись с проблемой нехватки ресурсов,
— Если человек ограничен в ресурсах, то ему всегда приходится делать выбор. А значит, ему необходимо
При ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед выбором. Предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим. Поэтому и существуют способы преодоления ограниченности ресурсов — это разделение труда и специализация.
4. Подведение итогов
— Теперь давайте подведем итог уроку и выясним, чему вы научились. Закончите мою фразу: «Сегодня на уроке я узнал, что……»
(Сегодня на уроке вы узнали, что такое разделение труда, специализация, эффективность. Вспомнили, что при ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед выбором, предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим)
Журнал «Мастер класса» № 2 2012
- 12007 просмотров