Седьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Инновационные технологии на уроках экономики

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Крайнова Инесса Владимировна,
преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин
Петропавловского строительно-экономического колледжа

Инновационные технологии на уроках экономики

В условиях рыночной экономики увеличивается спрос на профессионально компетентных специалистов. Профессиональная компетентность на сегодняшний день определяется уровнем профессионального образования, индивидуальными способностями человека, его стремлением к непрерывному самообразованию, творческим отношением к делу. К формированию именно такого типа личности направлена наша совместная педагогическая деятельность. За время моей педагогической работы мне выпала возможность вести занятия по целому ряду дисциплин: «Учет в банках», «Анализ финансовой отчетности», «Банковский надзор и аудит», «Финансы и кредит» и «Экономика предприятия».

Таким образом, у меня было обширное поле деятельности для приобретения необходимого опыта и разработки собственного стиля работы, характерными чертами которого являются применение современных технологий, активизация самостоятельности и творческой деятельности учащихся за счет использования игровых элементов, написания рефератов, курсовых работ, проведения олимпиад, предметных недель. Чтобы пробудить интерес у учащихся, использую проблемное обучение, игровые элементы, сочетая различные формы работы: индивидуальную, групповую, дифференцированный подход.

Большое внимание уделяю разработке и внедрению игровых элементов в процессе обучения с целью увеличения доли самостоятельной и творческой работы учащихся. В своей педагогической работе я стараюсь научить учащихся приобретать знания не только из услышанного на уроках, но и в результате самостоятельного поиска. Подготовка к самообразованию — одна из важнейших задач обучения. Ёе решение предполагает усвоение учащимися умений и навыков самостоятельной учебной деятельности. Очень трудно в учёбе тому, кто не привык к самостоятельному умственному труду.

Сейчас время требует учиться так, чтобы быть подготовленным к самостоятельному обновлению и пополнению знаний. «Почему учащиеся плохо учатся?» Этот вопрос беспокоит многих педагогов. Уровень развития молодёжи растёт с каждым годом. И всё же специальные знания учащихся не удовлетворяют преподавателей. Для того, чтобы знать изучаемый материал, недостаточно слушать и записывать объяснения преподавателей — нужна ещё систематическая самостоятельная работа. Если учащийся приобретает только умение слушать, записывать и пересказывать, то он не приучен добывать знания самостоятельно. Такой студент получает большую или меньшую сумму знаний и соответствующие оценки.

Он становится специалистом, но, оказавшись на работе, выпускник сталкивается с фактом, что знаний у него маловато, а приобрести их путём дальнейшего самообразования он не умеет. Этому он в своё время не научился. Поэтому, прежде всего, считаю необходимым научить наших учащихся применять уже имеющиеся знания для приобретения новых. Решая проблему практического обучения, в учебном процессе я использую нетрадиционные формы обучения: уроки — экскурсии, уроки — конкурсы, уроки — деловые игры.

Приведу примерный план урока — деловой игры по теме «Экономика — наука о выборе», проводимого в группах по специальности программное обеспечение. По окончании изучения данной темы провожу итоговое занятие для контроля знаний учащихся в форме урока-конкурса.

Цели урока:

  1. сформировать у учащихся понятия о разделении труда и специализации;
  2. развить конкурентоспособную, активную личность;
  3. создать условия для формирования коммуникативной культуры при выполнений заданий в группах.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с понятиями разделение, специализация, эффективность труда;
  2. показать учащимся практическую значимость разделения труда и специализации при производстве товара;
  3. сформировать умение анализировать происходящие ситуации и правильно на них реагировать.
  4. развить у учащихся умение прогнозировать экономические и социальные последствия принимаемых решений
  5. развить у учащихся умение работать в группах.

Оборудование урока:

  1. Листы бумаги
  2. Ручки
  3. Цветные карандаши
  4. Ножницы
  5. Таблица

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: деловая игра (групповая деятельность).

Использование ИКТ: слайды

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Перед уроком преподаватель просит ребят разделиться на группы по 5–6 человек.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

2. Фронтальный опрос учащихся

— Кто является основоположником экономики? (Аристотель)

— Что изучает экономика? (Хозяйственную деятельность человека)

— Какие виды хозяйственной деятельности вы знаете? (Производство, обмен, потребление)

— Что такое потребление? Приведите пример потребления. (Потребление — это использование товаров и услуг себе во благо)

— Что такое обмен? Приведите пример обмена. (Обмен-замена одного блага на другое)

— Что такое производство? Приведите пример производства. (Производство — это создание экономических благ)

— Сформулируйте основную проблему экономики. В чем ее смысл? (Основная проблема экономики — это ограниченность (нехватка) ресурсов)

3. Объяснение нового материала

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением. Так и было в натуральном хозяйстве.

— Почему же современная семья от этого отказалась? (нехватка сил, нехватка времени) В
результате этого, люди стали искать способы для того, чтобы облегчить свой труд.

Итак, тема урока сегодня: «Способы преодоления ограниченности ресурсов».

— Как вы думаете, какая цель урока? (сегодня мы должны узнать, какие существуют способы преодоления ограниченности ресурсов)

— Ребята, сегодня у вас необычный урок. Все вы сегодня работники авиастроительных компаний.

— Как вы думаете, что выпускают авиастроительные компании? Конечно, самолеты.

Итак, каждая группа на рынке самолетов — это отдельное предприятие по их производству. А для производства необходимы ресурсы.

Ресурсы для каждой фирмы будут:

  1. три листа бумаги,
  2. одни ножницы,
  3. коробка цветных карандашей,
  4. четыре ручки

— Фирм много, а значит, на рынке будет наблюдаться конкуренция.

Ваша задача: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов.

Требования к качеству самолетов:

  1. У каждого самолета должно быть три иллюминатора.
  2. Должна быть маркировка производителя.
  3. Должна быть российская символика (например, флаг).

Время производства: 3 минуты.

Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через три минуты учитель подводит итог 1 тура игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.

— Давайте посмотрим на доску. Результаты невысокие! На рынке требуется больше самолетов!

— Почему такие низкие результаты? Обсудите этот вопрос на планерке в вашей фирме. Решите, что необходимо сделать для более результативной работы вашей организации? Ваше решение — это коммерческая тайна! Не выдавайте ее конкурентам!

Учитель дает некоторое время для обсуждения проблемы. Пока ребята обсуждают, он забирает со столов весь произведенный товар, отходы и оставшиеся неиспользованными ресурсы-листы и выдает каждой группе новых три листа.

— Итак, решение принято! А в нашей игре 2 тур! Задание прежнее: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов за три минуты.

Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через три минуты учитель подводит итог 2 тура игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.

— Проанализируйте результаты таблицы. Что вы можете сказать о производстве самолетов?

(Производство самолетов во 2 туре игры стало выше)

— Работа каждой фирмы стала более эффективной. Что такое эффективность? (результативность)

— Почему результаты вашей деятельности стали лучше? (Во втором туре игры каждый стал заниматься своим делом)

— То есть, вы в своей работе стали применять разделение труда. После чего каждый стал все больше внимания уделять только своей операции, а значит начал специализироваться.

— Итак, появились новые слова:

Разделение труда — это организация производства, при которой каждый работник занимается каким-либо одним делом.

Специализация — это сосредоточение деятельности на каком-нибудь занятии.

Эффективность — это результат деятельности.

Запишите их в тетрадь.

— Где еще в экономической жизни общества встречается разделение труда и специализация? Приведите примеры. Молодцы!

— С какими проблемами вы столкнулись при работе над выпуском самолетов?
(Не хватило листов, ножниц, времени)

— Значит, вы столкнулись с проблемой нехватки ресурсов, т. е. с проблемой ограниченности ресурсов.

— Если человек ограничен в ресурсах, то ему всегда приходится делать выбор. А значит, ему необходимо чем-то жертвовать.

При ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед выбором. Предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим. Поэтому и существуют способы преодоления ограниченности ресурсов — это разделение труда и специализация.

4. Подведение итогов

— Теперь давайте подведем итог уроку и выясним, чему вы научились. Закончите мою фразу: «Сегодня на уроке я узнал, что……»

(Сегодня на уроке вы узнали, что такое разделение труда, специализация, эффективность. Вспомнили, что при ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед выбором, предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим)

Журнал «Мастер класса» № 2 2012

Категория: