IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебное дерево»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ахметова Ирина Николаевна воспитатель детского сада первой квалификационной категории г. Караганда КГКП № 41 ясли-сад «Гульдер»

Ахметова И.Н.

Программное содержание:

Обучающие задачи: Пользоваться в речи придаточными предложениями;продолжать учить составлять рассказ по схеме; учить подбирать слова-антонимы; учить детей составлять предложения; учить подбирать рифму к словам. Закреплять умение четко и правильно произносить чистоговорки, скороговорки.

Развивающие задачи: развивать детское литературное творчество. Развивать умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово. Развивать доказательную речь детей. Развивать связную речь. Развивать темп и ритм речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать умение слушать друг-друга, воспитывать умение работать в коллективе

Оборудование: дерево с яблоками (5 больших с заданиями, маленькие по количеству детей; аудиозапись — голос дерева; мяч 2 одинаковых корзины; альбомный лист, простой карандаш; на листочках одного яблока схема описательного рассказа; картина «В лесу» — небылицы; настоящие яблоки по количеству детей.

Биллингвальный компонент: красивое дерево — әдемі, ағаш, үлкен алмалар, кішкентай алмалар.

Ход занятия:

1. Круг: «Лучики добра»

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Но сначала поприветствуем гостей. (Дети здороваются с гостями: «Сәлеметсіздер ме!»). Подойдем к ним и положим свои ладошки на их руки улыбнёмся. Вы почувствовали какие у них тёплые и добрые ладошки? Это вы подарили друг другу тепло и радость».

2. Дети приходят на полянку

Воспитатель обращает внимание детей на стоящее на поляне волшебное, красивое дерево, а на нём большие и маленькие яблоки. Просит детей повторить әдемі, ағаш, үлкен алмалар, кішкентай алмалар. (Дети повторяют биллингвальный компонент).

Воспитатель: «Ребята, вам не кажется, что дерево выглядит каким-то грустным и печальным.»

Звучит аудиозапись (Голос яблони). «Ах, как тяжело мне. Мои яблочки созрели и веткам тяжело их держать. Помогите мне их собрать. Но это яблоки не простые, а волшебные. В каждом большом яблочке спрятаны задания.

Вы ребята яблоки сорвите и в корзинку их сложите.
Вы заданья выполняйте, дальше в путь шагайте.
И тогда мои веточки расправятся и к солнышку потянуться.

(Воспитатель вместе с детьми соглашаются помочь яблоне.)

Воспитатель: Первое большое яблочко сорвёт тот, кто отгадает загадку

Мама волка обманула,
Малышей себе вернула,
Взрослые знают и знают ребята
Русскую сказку….(Волк и козлята)

(Отгадавший ребёнок срывает яблоко, отдаёт воспитателю)

Воспитатель: «Ребята, чтобы положить яблоко в корзинку, надо выполнить задание.»

3. Игра «Назови сказку»

Воспитатель просит назвать сказки в названии которых есть число.

Возможные варианты детей:

  • Три медведя
  • Три друга
  • Волк и семеро козлят
  • Белоснежка и семь гномов
  • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

(Дети кладут яблоко в корзинку).

Воспитатель: «Следующее яблоко сорвёт тот, кто быстрее всех повторит скороговорку: У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Какой звук чаще всего встречается в словах?» (Дети произносят скороговорку, называют звук «ж». Выигравший срывает яблоко, отдаёт его воспитателю. Воспитатель напоминает, что первые срывают самые большие яблоки.)

Воспитатель: «Посмотрите какое необычное яблоко, с большими листочками. На каждом листике картинка. По картинкам нужно составить описательный рассказ про яблоко.»

4. Игра «Расскажи про яблочко»

 (Дети составляют рассказ по схеме- фрукт или овощ, где растёт, какой формы, какого цвета, какое на вкус, как применяют в пищу. Кладут его в корзинку).

Воспитатель: Следующее яблоко сорвёт тот, кто назовёт любую чистоговорку. (Дети называют:

Ра-ра-ра
Разгулялась детвора
Ро-ро-ро
Опрокинули ведро
Ру-ру-ру
В реку кинули к бобру
Ри-ри-ри
С нами чисто говори.

Называют какой звук отрабатывался в чистоговорке «р». Отдают яблоко воспитателю.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Мы с вами знаем, что сказочные герои обладают разными чертами характера. Настроение у них тоже бывает разное. Давайте поиграем в игру  «Наоборот». Игра с мячом, вы — игроки, я — ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.

Добрый — злой
Трудолюбивый — ленивый
Вежливый — грубый
Грустный — веселый
Радостный — печальный
Сытый — голодный
Трусливый — храбрый
Вредный — полезный
Щедрый — скупой

5. Игра: «Наоборот»

(Дети ловят мяч и называют слова с противоположным значением. Кладут яблоко в корзину.)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, с пользой для нашего дыхания.

Физминутка

Мы подуем далеко: с-с-с (наклонить туловище вперёд)
Мы подуем близко: з-з-з (с помощью кистей рук изобразить рупор)
Мы подуем высоко: с-с-с (встать на носочки потянуться вверх)
Мы подуем низко: з-з-з (присесть на корточки)

(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука — забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

Воспитатель: Следующее яблоко сорвёт тот, кто скажет какой звук поменялась в словах «кит и кот». (Дети называют «и» на «о». Отгадавший срывает яблоко, отдаёт воспитателю)

Воспитатель: Задание этого яблока нужно делать за столом. Вам дается чистый лист бумаги. По моему сигналу вы начинаете рисовать. Через 1–2 минуты подается условный сигнал, и вы передаёте листок сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, вы продолжаете его в течение 1–2 минут и передаете дальше. По окончанию работы нужно составить по рисунку небылицу или фантастический рассказ.

6. Игра: «Рисунок по кругу»

(Дети рисуют по одному персонажу по желанию. В конце придумывают историю из 5–6 предложений. Яблоко кладут в корзину).

Воспитатель: Следующее яблоко сорвёт тот, кто придумает рифму к слову «лягушка».

(Дети придумывают рифмы «подушка, игрушка, сушка, плюшка, квакушка». Кто назвал больше слов, тот и срывает яблоко. Отдаёт его воспитателю.)

Воспитатель: Это яблоко приготовило для нас картину под названием «В лесу». Вы на картину посмотрите и скажите, что изображено не правильно, может ли это быть, если да, то когда, где, почему.

7. Игра: «Найди и опиши ошибку»

(Дети рассматривают картину, обосновывают свой ответ. Например, мальчики поехали в лес на лыжах собирать землянику. Этого не может быть. На лыжах ездят зимой, а земляника растет летом и т. д. В конце кладут яблоко в корзину.)

Воспитатель: «Остались самые маленькие яблоки. Ребята по очереди снимайте яблоки с веток и складывайте их в корзину. Парралельно будем играть. Я начинаю игру: «В корзину я положила яблоко». Вы продолжаете, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоко, лимон» и т. д. Правило — называть только фрукты.»

8. Игра: «Лавина»

(Дети по очереди снимают маленькие яблоки, прибавляют своё слово к предыдущим словам, складывают их в корзину. Воспитатель обращает внимание, что все яблоки сорваны.)

Звучит аудио запись (голос яблони). «Спасибо вам ребята. Вы мне очень помогли. Теперь мои ветки легки и свободны, могут порадоваться солнышку. За это я вас отблагодарю, ведь я яблоня волшебная» (Воспитатель во время аудиозаписи подменяет корзины). Яблоня накрывает своими ветками подменную корзину и превращает муляжи в настоящие яблоки. Детям раздают яблоки. Они благодарят яблоню, прощаются с ней и с гостями. Возвращаются в группу.