Учитель: Дюжая Любовь Васильевна
ГУ «Средняя школа № 7»
Цель: расширять представление об общечеловеческих ценностях, о стремлениях человека и его возможностях.
Задачи:
Методы: упражнения, игры, творческая деятельность, беседа.
Ресурсы: цитата, воздушный шарик, фломастеры, листы для рисования, аудиоматериалы, фигурки голубей, выставка рисунков «Моя страна мечты».
1. Добрый день, ребята. Начнём наш урок с Круга радости. Войдите в круг. Передавая по кругу воздушный шарик, объясните, какой подарок вы хотели бы подарить своему другу. Представьте, что подарки находятся в волшебной комнате у Доброй Феи, и она любезно вам их предоставит.
2. Исполним первый куплет песни «Наша школьная страна» (слова К. Ибряева):
Отправимся сегодня в путешествие в эту страну, назовём её страной Мечты.
Тема нашего урока: «От мечты к открытию».
Встречает нас добрая Фея, которая просит ответить на вопросы, чтобы лучше узнать нас.
— О чём вы мечтаете? Расскажите о своих мечтах.
— Как вы планируете осуществить свою мечту?
— Что вы хотите достигнуть?
— О чём мечтаете, что хотите иметь?
— Объясните выражение «недосягаемая мечта».
— Сформулируйте определение мечты.
1. Прежде чем сформулируете определение, прочитаем выдержки из школьных сочинений, приведённых в учебнике в рубрике «Выполняем задание». (Учебник, стр. 18)
2. Самостоятельное формулирование своего определения мечты, запись его на фигурках голубей. Записать и своё сокровенное желание.
(Учащиеся зачитывают работы, прикрепляют на доске).
Из толкового словаря: Мечта — это мысли и желания, создаваемые в воображении.
Фея дотронулась до шкатулки палочкой, и она открылась. Добрая Фея предлагает нам прочитать афоризм, цитату А. Франса, начертанную на свитке. Вы знаете, что в афоризмах содержится истина.
Задание: прочитайте изречение и объясните его смысл.
Мечты придают жизни интерес и смысл. (учебник, стр. 19)
Запомните эту фразу.
В стране Мечты и игры интересные. Игра «Закончите предложения…»
Если бы вы стали волшебником в стране Мечты и могли всё изменять по своему желанию, то (закончите, пожалуйста, эти предложения):
Если бы я мог изменить свои оценки, я бы…
Если бы я мог изменить школьные предметы, я бы…
Если бы я мог изменить мою внешность, я бы…
Если бы я мог изменить мои таланты, я бы…
Если бы я был добрым волшебником, я бы…
Если бы я имел власть над всем миром, я бы…
А теперь перечислите, чего бы вы не стали изменять.
Фея дарит нам книгу «Нравственные ценности». Послушайте притчу из этой книги и объясните её главную мысль.
Счастье человека в его руках
В давние — давние времена, когда на земле ещё не было современных людей, жил на свете волшебник. Вот однажды взял он в руки пластилин и сделал из него человека, но остался у него лишний маленький кусочек. И спросил тогда волшебник:
— Что ещё слепить тебе?
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил волшебник и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек пластилина.
Вывод: мы должны признавать решающую роль человека в своей судьбе.
Все вы помните слова А. Суворова: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Вы в будущем получите признание, займёте должное место в обществе. Перенесёмся в это время.
В стране Мечты есть и волшебные предметы. Предлагаю вам посмотреть в волшебное зеркало и сказать, каким вы видите своё будущее, кем вы стали в будущем, почему вы сделали такой выбор, что вы делали для исполнения своей мечты. Будущее представьте в виде рисунков.
Звучит песня «Дорогою добра».
(Из рисунков детей составить выставку «Моя страна мечты. Знакомьтесь, это я в будущем»).
При презентации работ учащиеся отвечают на вопросы:
(Первая строка — слово или ситуация, три последующие — её продолжение. Рифма не требуется.)
Ваши мечты — ваши цели. Предложите и обсудите качества, необходимые (мешающие) для достижения ваших целей, запишите их на фигурках голубей. (Работают в парах). В чём вам необходимо измениться, чтобы достичь своих целей?
Например:
Выработать: быть работоспособным радостно относиться к труду ответственность |
Исключить: недобросовестность неумелость неисполнительность |
Повторяй: смогу надо научусь |
Избегай: невозможно трудно потом |
(прикрепляют на доске).
Вывод: надо быть настойчивым, трудолюбивым в достижении своих целей и, раньше или позже, вы их обязательно достигнете. Помните: человек — хозяин своей судьбы, кузнец своего счастья.
Выразительное чтение учащимися стихотворения Е. Григорьева «Мечта» (учебник, стр. 20)
Мечта
Е. Григорьев
— С чем автор сравнивает мечту? Почему?
Вывод: важно, чтобы у человека были заветные мечты, которые облагораживали бы его внутренний мир. Мечта помогает нам поверить в себя, становится путеводной звездой в достижении целей.
(на выбор)
1. Выполните коллаж по теме «Моя заветная мечта». Из имеющихся материалов (старых журналов, открыток, фотографий, цветной бумаги, фломастеров) создать коллаж, в котором желательно отобразить свою самую заветную мечту.
2. Расскажите о своих мечтах и напишите сказку «Три заветных желания».
1. Предлагаю вам сделать собственные выводы по теме урока.
2. Фея отправляет наших голубей в полёт, вместе с ними устремляются ввысь и наши мечты. Давайте попрощаемся с голубями и проговорим следующие слова вместе:
Слово учителя. Всех благодарю за урок. Сегодня вы рассказали о ваших секретах — мечтах. Мечтайте всегда. Если у вас есть мечта, вы можете достичь многого в своей судьбе. Пусть все ваши мечты осуществятся!
Литература: