Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка «Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Громова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Гимназия «БЭСТ», г. Петропавловск СКО

Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях
 

Знать необходимо не за тем, чтоб только
знать, но для того, чтобы научиться делать.
М.Горький

Цель урока:

  • расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении;
  • совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

Ход урока

Проверка домашнего задания

1. Вопросы по теории сложного предложения.

— Назовите основные виды сложных предложений.

— Что общего между различными видами сложных предложений и в чём отличие?

— Какие союзы встречаются в сложносочинённых предложениях?

— Какие значения могут иметь сложносочинённые предложения?

Части ССП — это простые предложения (предикативные части) по составу делятся на двусоставные и односоставные предложения.

Схематический диктант

Начертить схемы предложений, выделить грамматические основы, определить, что связывает союз и — однородные члены или части сложного предложения; определить виды простых предложений, входящих в состав ССП.

1) Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
2) Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.
3) Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нём.
4) Весна, и уже тепло.
5) Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.
6) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
7) Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
8) Осень, и листья опадают с деревьев.
9) В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился лес колёс.
10) Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.

— В каких случаях и перед какими союзами запятая в ССП не ставится?

Анализ предложений

В ССП могут ставиться и другие знаки препинания, а именно: точка с запятой, тире.

Выступления учащихся. Анализ предложений

Очень часто ССП употребляются в пословицах и поговорках, делая нашу речь яркой, образной. Изменился уклад нашей жизни, стали иными представления о народе и мире, отношение к предметам и обрядам, однако ёмкость, меткость, выразительность и поэтичность русских народных пословиц до сих пор не утратили своей силы, убедительности и свежести. Ведь старинная пословица не мимо молвится.

Выступления учащихся с индивидуальными заданиями: выписать из книги В. И. Даля «Пословицы русского народа» пословицы с противительными союзами.

Слово учителя: Язык окружает нас как океан. Мы живём в языке и посредством его. В современном мире язык уже не является просто средством передачи информации, он превратился в алгоритм его постижения.

Н. А. Назарбаев постоянно подчёркивает в своих выступлениях, что Казахстан должен развивать политику трёхъязычия. Мы должны знать казахский, русский, английский языки. А для того, чтобы знать языки, нужно уметь сравнивать, анализировать, находить сходства и различия между ними.

Творческая работа

Выступления учащихся. Сравнительная таблица «ССП в русском и казахском языках».
Казахский язык — государственный, русский — язык межнационального общения, английский — язык технологий и бизнеса.

Выступления учащихся. Сравнительная таблица «ССП в русском и английском языках».
Немецкий язык — это язык Гёте и Шиллера.

Выступления учащихся. Сравнительная таблица «ССП в русском и немецком языках».Вывод

Эссе «Что именно вам даёт изучение иностранных языков?»

Выступления учащихся.

Вывод. Посредством русского языка изучаем иностранные языки и находим своё место в жизни. Обращение к эпиграфу урока.

Подведение итогов урока.

Категория: