Второй международный творческий конкурс «Нур-Султан — город мечты» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок русского языка: «О солнца свет! О свежий дух берёзы!»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Кузнецова Светлана Геннадьевна учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории высшего уровня КГУ «Каменнобродская средняя школа» с. Каменный Брод Айыртауского района СКО

Фото с сайта valentina-panina.ru

8 класс

Цель: развитие навыка написания сочинения-миниатюры на заданную тему.

Задачи: развивать навыки выделения основных изобразительно-выразительных средств языка; развивать словесно-логическое мышление учащихся; воспитывать любовь к родной природе на основе текстов произведений о берёзе.

Оборудование: карточки с фрагментами текста рассказа М. Аверина, заданиями для самостоятельной работы, презентация к уроку.

Ход урока

I. Оргмомент

Проверка готовности класса к уроку. Создание позитивного настроя у учащихся.

II. Мобилизующий этап

Урок начнём с загадок.

Загадка 1.

В одном из лесных озёр жила русалка, которая любила резвиться под луной на берегу. Однажды её увидел бог Хорс и влюбился в неё. Захотел Хорс, чтобы юная русалка стала его возлюбленной. И не отпускал Хорс от себя русалку. Тогда, спасаясь от Хорса, русалка превратилась в дерево с белоснежной корой, чтобы навечно остаться на берегу озера.

Загадка 2.

В. А. Солоухин пишет так: «Но нет на свете дерева белого, как летнее облаков синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на чёрную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зелёном царстве нет подобного дерева, оно одно».

— О каком дереве идёт речь и в древнем мифе, и в миниатюре Солоухина?

III. Объявление темы урока

IV. Подготовка к написанию сочинения

1. Формирование понятия о происхождении слова «берёза». Берёза. Что же это за дерево?

Чтение выписки из Этимологического словаря. «Берёза. Исторический корень бе- со значением „блеск, белизна“. Тот же корень в слове белый». (из Этимологического словаря Н. М. Шанского, М., 1994)

— Почему берёза так называется?

2. Повторение типов речи

Вернёмся ещё раз к текстам. К какому типу речи относится каждый из них? (первый текст — повествование, второй — описание). Найдите в тексте Солоухина сравнения и выпишите их. (как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег).

— Какое слово используется при сравнении? (Как)

3. А сейчас взглянем на берёзу с другой стороны. В народной песне о берёзе поётся:

Первое дело — мир освещать, Второе дело — детей утешать, Третье дело — больных исцелять, Четвёртое дело — чистоту соблюдать.

Объясните эту народную мудрость. А какие народные приметы, связанные с берёзой, вы знаете? (в старину избы освещались лучинами, сделанными из берёзовых поленьев; из берёзы можно сделать игрушку для ребёнка; листья и почки берёзы используются в народной медицине; зелёные листья берёзы выделяют необходимый человеку кислород, очищают воздух от вредных газов)

4. Чтение рассказа писателя-натуралиста родом из Северного Казахстана М. М. Аверина «Берёза святая» (в сокращении).

Берёза святая

Часть первая

Возле нашей заимки росла молодая берёза. И вот мы с Васей заметили: после каждой нашей трапезы дед Тимошарушка троекратно крестился в её сторону и нашёптывал про себя коротенькую молитву. Вася не стерпел однажды:

— А чего ты всегда молишься на вот эту берёзу?

— Понравилась, вот и молюсь. Она для меня как бы святая. Как бы дохтур мой… Я, Вася. Много краёв на земле пообъездил, много всяких лесов видел, но краше и милее родных берёз на земле не встречал. Берёза нашенская для человека и животных всесторонне полезна. Она и лечит, она и кормит. Например, заяц зимой, когда всё покрыто снегом, — чем питаться? Корой. Люди в голодный год кору-то сушат и — за милую душу… Выживают. Так и спасает всех наша красавица. А какую посуду наши мастера из берёсты делают! Залюбуешься: лёгкие, прочные и не протекают.

Читаем рассказ по частям, выписываем ключевые слова.

— Почему Тимошарушка молился на берёзу?

Часть вторая

— А как берёза лечит? — спросил Вася.

— Всяко лечит, — сказал Тимошарушка. — Если ты простудился, бери берёзовый веник, иди в баньку — как рукой снимет болезнь твою. Вот у меня в брюхе одно лето страшные болезни появились — я в город к дохтуру, а он меня порасспрашивал и говорит: «Желудок у тебя болен». Дал какие-то пилюльки: «Глотай, — говорит, — по три раза в день. Может, успокоится. Болезнь твоя запущена и надежд на исцеление мало». Во как! Сглотнул я эти пилюльки, а мне от них хужей стало. Вот тогда-то я и вспомнил давнишний разговор. Господи, думаю, лекарство-то рядом, а я в город зафитилил. Вот и навалился я на берёзовые почки — и в чай завариваю, и настои делаю. И, как видите, здоров по сей день. Так как же мне не молиться на вот эту христовую берёзу, которая меня вылечила? Дохтур не вылечил, а она, сердешная, вылечила!

— Грех ли это — молиться на берёзу?

Часть третья
Люди рассказывают, как в берёзовых почках ревматизму вылечивают, как волосы на голове укрепляют, как своим соком берёза помогает людям больные почки вылечивать, дёгтем — сбитые спины лошадям, а человеку — чесотку…

А ишо скажу вам, кто живёт посреди берёзовых лесов, тот человек куда здоровее каждого горожанина. От берёз легче дышится.

Вот потому то, Вася, для нас с вами каждая берёзонька — та же икона божья. Берёза — райское создание.

— Почему рассказ называется «Берёза святая»?

5. Составление ассоциативного ряда

А какую пользу, кроме материальной, приносит берёза? Почему о ней сложено так много стихов? (это очень красивое дерево)

Какой поэт особенно трогательно относился к берёзе? (Сергей Есенин)

Каждый знает, что в самородных, плещущих через край стихах Есенина берёза не просто желанная гостья, а подчас и хозяйка. Сквозь сети его чарующих строк видится нам заветная «страна берёзового ситца» и бесшабашный русокудрый парень, обнявший берёзку, «как жену чужую».

6. Чтение стихотворения «Задремали звёзды золотые» ученицей, получившей индивидуальное задание.

Давайте вспомним, что называется эпитетом? Найдите и выпишите из стихотворения эпитеты, относящиеся к берёзе.

А что называется олицетворением? Метафорой?

7. Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант 2 вариант
Выпишите метафоры Выпишите олицетворения
О тонкая берёзка, что загляделась в пруд? О тонкая берёзка, что загляделась в пруд?
Взбрезжи, полночь, луны кувшин, зачерпнуть молока берёз! Взбрезжи, полночь, луны кувшин, зачерпнуть молока берёз!
Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы.
Злой октябрь осыпает перстни С коричневых рук берёз. Злой октябрь осыпает перстни С коричневых рук берёз.
Над ним берёзка, Веткой упираясь, Говорит сквозь слёзы, Тихо улыбаясь. Над ним берёзка, Веткой упираясь, Говорит сквозь слёзы, Тихо улыбаясь.
Между сосен, между ёлок, Меж берёз кудрявых бус Под венцом в кольце иголок Мне мерещится Исус. Между сосен, между ёлок, Меж берёз кудрявых бус Под венцом в кольце иголок Мне мерещится Исус.

(Метафоры: молоко берёз, кудрявые бусы берёз, с коричневых рук берёз. Олицетворения: берёзка загляделась в пруд; берёзы плачут по полям; улыбнулись берёзки; берёза говорит сквозь слёзы, тихо улыбаясь).

8. Продолжите предложения, запишите их:

Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…
Глядя в чужом краю на берёзку, вспоминаешь…
Как увидишь берёзку, задумаешься о…
Каждому из нас дорога берёзка тем, что…

9. Составьте текст, используя следующие словосочетания. Озаглавьте текст.

Белоснежные стволы, растёт у корней, поют в ветвях, изумрудная зелень листвы, бархатные травы, слабо шевелятся, колеблемые лёгким ветром, тонкие ветки, копошится у корней, светло и прохладно, капельки росы, сверкают бриллиантами, дарит здоровье, всем рада.

Чтение отдельных авторских работ.

— Текст о летней или осенней берёзе у вас получился?

V. Обобщение

Что вы узнали нового о берёзе? Чему научил вас урок?

VI. Д/з.

Взгляните на слайд. Какая берёза изображена? Ваше домашнее задание — описать осеннюю берёзу.

Категория: