IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Урок познания мира: Растения в жизни животных. Значение растений для человека. Защита растений

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Петрова Светлана Борисовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня. Общий стаж работы — 25 лет. КГУ «СОШ № 25» г. Караганды, Республика Казахстан

Урок познания мира: Растения в жизни животных. Значение растений для человека. Защита растений.

1 класс

Цель: определение (установление) связей между растительным и животным миром.

Задачи:

• Рассмотреть значение растений в жизни человека.
• Формировать представления об экологических связях. Познакомить учащихся с экологическими правилами, которые для человека должны стать нормой поведения в природе.
• Развивать мышление учащихся, познавательный интерес.
• Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Ход урока

I. Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок — начинается урок.

II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме

Опрос домашнего задания.

• Назовите летние месяцы.
• Какой летний месяц лето заканчивает?
• Почему лето очень любят школьники?
• Лето — лучшее время года для роста растений, так ли это?
• Как вы считаете, любят ли лето животные?

III. Организация восприятия и осмысления новой информации

Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала.

• Сегодня мы более ближе поговорим о значении растений в жизни животных и о значении растений для человека.
• Отправляясь в поход мы возьмём с собой хорошее настроение.

Видеозаставка (Лес)

Отправляемся в поход
Сколько нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Полем и зелёным лугом
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают
Тишина стоит вокруг...
Чистый воздух наполняет грудь.

(На доске изображение леса)

ЛЕС!
А в лесу то как хорошо,
Радостно, красиво и светло!
Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда ни взглянешь
Всё кругом пестро
Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом куда ни бросишь взгляд
Цветы, цветы, цветы повсюду
Весёлым пламенем горят.

(На доске: ромашки, ландыши, васильки, колокольчики.,)

— Ну как удержаться, чтобы не сорвать цветок...(срываются цветы)

Очень много цветов для нас
Весёлый лес в тиши припас.
Но мы их срывать не будем.
Пускай цветут на радость людям!

— Для чего нужны цветы?

— Какое значение играют цветы в жизни человека? Насекомых?

Давайте медленно пройдёмся по лесу
И «здравствуй» скажем каждому цветку!
Ты должен над цветками наклониться
Не для того чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе своё лицо им показать!

Значение птиц в жизни человека

Лес точно терем расписной. Войдёшь в этот терем и увидишь и услышишь, как на разные лады переливаются, перекликаются птичьи голоса.

Видеозаставка (Птицы)

Загадки:

1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это? (соловей)

Издавна, соловей, славится своей песней, они способны подражать различным звукам.

Демонстрация птицы — соловья.

2.Тёмная косынка,
Синенькая спинка
Маленькая птичка
Звать её...(синичка)

Демонстрация птицы.

Окраска перьев поражает своим великолепием. Птицы — синицы очень бойкие, шумные, пронырливые, они шныряют по ветвям и стволам деревьев, обшаривая каждую щель, трещины коры. Они поедают взрослых насекомых гусениц и кладки яиц. Прекрасные летуны, например, улетая на зимовку — каждый год возвращаются на старые места своего гнездования.

3. Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «ку — ку, ку — ку?» (кукушка)

Демонстрация птицы.

Кукушка очень интересная и полезная птица, питается одними насекомыми, уничтожая таких вредителей, которых многие птицы не едят. (гусениц — шелкопрядов.)

4. Кто на дереве сидит
Дырку в дереве долбит.
Насекомых достаёт,
Этим целый год живёт? (дятел.)

Демонстрация птицы.

Дятлы полезны тем, что поедают очень много насекомых-вредителей. Клювом быстро определяют по звуку дерева, где находятся насекомые. Не успокоятся, пока не выберут всех насекомых — вредителей. Дупла, выдолбленные ими, долго служат для гнездования в них других птиц.

• Очень много можно загадывать загадок о птицах.
• Каких птиц можете назвать вы?
• Какое значение птицы играют в жизни человека?

Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их! Смастерите скворечники.
Наделайте кормушки.
То — то будет веселей на лесной опушке.
Насыпьте птицам крошки
А то и манной кашки... и оживут бедняжки
По небу весело скользя.
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая: «Спасибо Вам Великое!»

Животные леса

Всё это время, проведённое в лесу с настороженностью за нами кто-то наблюдает... это животные.

• Каких животных можно увидеть в лесу? (Волка, лису, лося, медведя, зайца, барсука, ежа, белку...)
• Почему их назвали дикими?
• На ряду с дикими животными, есть и домашние животные.
• Чем отличаются домашние животные от диких?

IV. Практическая работа. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу

• Работа в парах: собрать мозайку (в конвертах разрезанные картинки домашних животных)
• Работа в дневнике наблюдений: стр.-34, определить домашних и диких животных.
• Работа по учебнику: стр. 63. Чтение текста " Растения в жизни животных"

— Чем кормятся животные?

— Какие животные строят свои жилища в зарослях растений, на стволах и ветках деревьев?

— Какое значение играют растения в жизни животных?

— Связаны ли между собой растения и животные? (Создают среду обитания, служат пищей, насыщают воздух кислородом.)

— Животные тоже влияют на растения. (Распространяют их плоды и семена.)

V. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

Экологическая катастрофа

Лес — полон тайн и чудес!
Там на неведамых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там, на курьих ножках
Угадайте, кто живёт в ней?

Героиня в исполнении учителя или ученика — Баба Яга:

— Что приехали на отдых, воскресенье провести
А вот свободного местечка вам нигде и не найти.
Тут до вас сидели, отдыхали, пели, ели.
Отдыхали, как хотели, сотни взрослых и ребят
И, как будто всем назло, даже битое стекло.
Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли!

• Ребята, почему Баба Яга обижена?
• Надо помочь Бабе Яге? Почему мы должны это сделать?

Вы правы все: Земля — наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нём!
Если вы, наше подрастающее поколение будет любить, беречь природу, соблюдать правила поведения в лесу, наша страна будет гордиться своими сынами.

VI. Итог урока. Рефлексия

Ты, человек, люби природу!
Хоть иногда её жалей!
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.

• Понравилось ли вам путешествие?
• Чем оно вам запомнится?
• Чему мы с вами сегодня научились?
• Что новое, полезное взяли для себя?

Приложение

СкачатьПриложение

Категория: