Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по русскому языку на тему: «Целевая работа с практическим материалом»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Искакова Маржан Багдатовна, учитель русского языка и литературы КГУ Айсаринская основная школа» села Айсары Акжарского района Северo-Казахстанской области

Искакова Маржан Багдатовна, учитель русского языка и литературы КГУ Айсаринская основная школа» села Айсары Акжарского района Северo-Казахстанской области

Сложносочинённое предложение в 9 классе

Лексическая тема: «Материнство — величайшее чувство».

Цель и задачи: обучать правильно интонировать, расставлять знаки препинания в ССП и простых осложнённых предложениях, совершенствовать умения и навыки по составлению и употреблению указанных синтаксических конструкций в высказываниях и связной композиционно определённой речи, поработать над правописанием трудных слов и грамматическим разбором; материалы урока использовать для беседы о материнстве как величайшем природном даре, воспитывать чувство заботы, любви к родным и близким, неприятие к жестокости и равнодушию.

 

Эпиграф: «Чувство материнства сильнее страха, сильнее смерти»

В.Песков

Тип урока: урок-практикум: по следам изученного.

Оборудование: художественные тексты, магнитофонная запись, иллюстрации.

Ход урока

І. Организационный момент

Вступительное слово учителя о типе, грамматической и лексической темах, задачах урока, о научно — публицистическом тексте «Материнство» по В. Пескову как основной единице обучения.

ІІ. Виды учебной работы в соответствии с формами деятельности в целях комлексного решения задач урока.

1. На экране проецируются фотоснимки, где медведица с медвежонком в зубах; горилла, кормящая малютку; жирафа-мама, ласкающая малыша-жирафёнка; бегущие лиса и лисёнок; мамы: пингвин, лошадь, кошка, курица, утка, собака со свими детёнышами и — венец всех мам — мама — человек с малышкой.

Далее — отрывок для чтения, синтаксического и пунктуационного анализа, составление схемы второго предложения.

Все мамы то ласкают, кормят, поучают малышей, то защищают, закаляют, готовят их к жизни. Матери защищают потомство из-за любви, и эта любовь не знает страха. Оберегая своё дитя, мать часто рискует собственной жизнью.

2. Работа с текстом «Материнство»

На доске записан словарь урока с переводом на казахский язык:

Чадо — бала-шаға
Потомство — ұрпақ
Подкидыш — тастанды бала
Вознаграждается — сіңірген еңбекті, ақтау
Уродство — жауыздық.

Рассмотрев словарь, учащиеся читают текст, правильно интонируя предложения, несущие большой смысловой и нравственный заряд.

Материнство

Материнство- величайшее чувство в живой природе. Посмотрите, как бережно несёт медведица своё чадо, как нежно кормит малютку горилла, ласкает малыша-жирафёнка жирафа-мама… Инстинкт материнства заставляет собаку кормить подложенный ей котят, а кошка-мать, страдающая от потери потомства, способна выкормить даже крысят. Огромного подкидыша — кукушонка, выбиваясь из сил, кормят маленькие птицы. В жаркий день мамаша-аист зонтом распускает над птенцом крылья.

Рискуя собственной жизнью, матери защищают потомство. Многим приходилось видеть «подбитых» птиц. Волоча крыло, утка, кажется, вот — вот упадёт. Нет, благополучно взлетела. Это была лишь уловка матери отвести беду от гнезда.

Человек и многие из животных на заре жизни оберегаются материнством. Вырастая, животные не обязаны платить за это. Их дело — передать эстафету великого чувства дальше. У людей же материнство вознаграждается благодарностью — ответным сыновним — дочерним чувством. И если такое ответное чувство у кого-то заглохло, мы называем это уродством.

В. Песков

Беседа

О каких мамах говорится в тексте?

В чём различие между человеческим материнством и материнством у животных?

Этот момент завершается записью под диктовку учителя следующего отрывка из текста.

«У людей же материнство вознаграждается благодарностью — ответным сыновним — дочерним чувством. И если такое ответное чувство у кого- то заглохло, мы называем это уродством.»

Слово вознаграждается разобрать по составу.

3. Заслушивание с голоса учителя магнитофонной записи стихотворения в прозе «Мать» эквадорского писателя Франсиско Кампос.

В любой наречии земли есть это слово. Оно красиво, ласково, велико. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец, эвенк под завывание метели и индеец у себя в вигваме. В богатом доме, хижине ли бедной звучит священно слово это.

Артист, достигший славы, о матери всё время помнит, поэт её в стихах и песнях воспевает, художник на холсте увековечит образ этот, а скульптор высечет из камня.

Мать — это символ всех и вся. Мать — это круг, который всё объемлет.

Мать любит сына, потому что сын её. Он будь знаменит или безвестен, дикарь иль образован, стар иль молод, король иль нищий, — для матери значения в этом нету! У матери есть титул более высокий, хотя звучит он просто — это сын мой. И больше мать не видит ничего. Она его носила в чреве, и жизнь дала ему, и жизнь свою ему посвящает. Она смеётся с ним, с ним побеждает, с ним борется- всё с ним и с ним.

Как материнская любовь прекрасна! Она на подвиг многих вдохновляла и будет вдохновлять всегда и бесконечно.

Беседа

Кто главный герой поэтического посвящения?

Почему материнская любовь прекрасна?

4. Выполнение творческой письменной работы с дополнительным заданием по синтаксису.

Написать сочинение — миниатюру, употребляя в них ССП и различные конструкции простого предложения. Озаглавить в соответствии с сюжетом; лексическую тему урока выбрать эпиграф.

ІІІ. Подведение итогов урока проводилось в форме собеседования по вопросам

1. Каково ваше мнение о сегодняшнем уроке?
2. Какую тему рассмотрели сегодня?
3. Назовите знаки препинания в ССП?
4. Какова главная мысль лексического материала?

ІV. Подача домашнего задания

Выписать из художественной литературы и материалов прессы предложения на каждый случай постановки знаков препинания в ССП.

Категория: