Учебная программа по курсу «Краеведение» для 7 класса уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».
2. Главной целью курса краеведения является:
1) реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае;
2) расширение кругозора учащихся, воспитывать патриотизм и формировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения.
3. В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:
1) повышать познавательные интересы учащихся;
2) способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;
3) осуществлять осознанный выбор профессии;
4) развивать
5) соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности,
4. Краеведение реализуется на уроках, классных часах, как их воспитательная задача (воспитание патриотических, гражданских чувств к «малой» Родине).
5. Курс краеведения логически дополняет курсы географии, биологии, истории, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае, при выделении местных аспектов.
6. Программа курса краеведения реализуется отдельными поисковыми группами в классе и в школе, по определенным темам экспедиционного поиска, утвержденным Советом краеведческой работы организации образования.
7. Иизучается как факультатив по определенной программе.
8. Возможности для непосредственного изучения родного края в процессе учебных занятий ограничены. Поэтому
9. За время обучения у учащихся должна сложится система знаний о своем крае: о ее природе, природных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, историческом и культурном развитии, о выдающихся людях, особенностях и значении края для района, области, региона и всей республики. Ученик должен узнать востребованность экономики своего края в трудовых ресурсах.
10. Учащиеся 7 класса изучают природные, экономические аспекты родного региона и перспективы их развития. С пропедевтической целью в программу включены темы опережающего характера по экономике края, которые более глубоко будут изучены в старших классах. В содержание краеведческой работы входит также исследование исторического прошлого края, археологических памятников, памятников культуры (архитектура, литература), фольклорного материала различных жанров,
11. Данная программа является алгоритмом
12. Итоги всей работы за год подводятся на школьной краеведческой конференции, лучшие работы отмечаются и рекомендуются на районные, городские конференции.
13. Объем учебной нагрузки по факультативному курсу «Краеведение» составляет 1 час в неделю, весго 34 часа в учебном году.
2. Базовое содержание учебного предмета
14. Содержание курса включает следующие темы:
1) «Введение» (1 час), что изучает предмет краеведение, цели и задачи курса, источники знаний, географическое положение и величина территории (края, села, города), статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные,
2) «Работа с картами и знакомство с основами туризма» (2 часа):
виды карт используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки;
основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказание первой помощи), движение на местности по карте, правила безопасности во время экскурсии;
3) «Рельеф территории края» (3 часа):
ознакомление с типичными формами рельефа, выявление основных рельефообразующих факторов, сейсмические процессы, действия при землетрясении, изучение происхождения названий форм рельефа, ознакомление с горными породами;
измерительные работы по картам и на местности (работа с нивелиром), определение высоты холмов, возвышенностей, гор, крутизны склонов, создание изображений различных форм рельефа (рисунок, картосхема, схема, совокупность условных знаков объектов местности и моделирование);
эрозионные процессы антропогенного и природного происхождения на поверхности рельефа и их отрицательные последствия, меры предпринимаемые по их предотвращению, экология территории;
4) «Природные ресурсы края» (2 часа):
выявление и составление перечня природных ресурсов родного края и их значение для развития экономики, ознакомление с полезными ископаемыми и историей открытия месторождений в крае, анализ рекреационных ресурсов;
ознакомление с месторождениями полезных ископаемых и способами (видами) добычи, ресурсосохраняющие технологии, составление схемы месторождения, карьера, сбор образцов полезных ископаемых, горных пород;
5) «Погода и климат местности» (3 часа):
выявление климатообразующих факторов, способы наблюдения за погодой (измерение атмосферного давления, температуры воздуха, силы и направления ветра, атмосферных осадков (работа с приборами), графическое изображение этих показателей погоды, по возможности, знакомство с технологией работы ближайшей метеостанции);
местные признаки изменений в погоде, предсказание погоды (презентация способов), явления погоды принимающие характер чрезвычайных ситуаций, действия человека;
анализ многолетних наблюдений за изменениями климатических условий и природы края в целом, выявление основных причин изменений (по разным источникам, в том числе, по опыту старожилов), ветроэнергетика, экология воздушного бассейна края;
6) «Воды края и их использование» (3 часа):
классификация вод на территории края, создание схемы местной гидрографической сети, изучение происхождения названий, использование водных ресурсов, гидроэнергетика, экология вод;
исследование и описание одного водного объекта (реки, родника), исследование и описание озер края (или одного ближайшего озера);
7) «Почвы края» (2 часа):
главные типы почв края, их основные характеристики и значение, изучение почвенных срезов;
плодородие местных почв, мероприятия по ее сохранению и востановлению, знакомство с технологией агромелиорации (встреча с работниками и специалистами сельского хозяйства);
8) «Растительность края и города» (3 часа):
изучение растительности на территории края, определение их типов и уникальных видов растений в них, состояние растительного покрова края, растительность в городе, опыт озеленения в г. Астана и его окрестностях;
изучение отдельных видов растений растущих в крае, ознакомление с их полезными и лечебными свойствами;
изучение и описание местных растений по гербариям, оформление флористического уголка;
9) «Животный мир края» (3 часа):
выявление и изучение животного мира на территории края, определение их групп и уникальных видов животных в них, охрана животного мира;
изучение отдельных видов животного мира края, опасные и полезные насекомые, промысловые животные и их значение, казахская национальная охота — искусство беркутчи;
посещение музеев природы родного края (встреча с работниками охотобществ, лесхозов), изготовление и развешивание скворечников;
10) «Охрана природы и особо охраняемые объекты, территории края и города» (3 часа):
составление списков, фотоальбомов, видеослайдов, видеофильмов о растениях и животных родного края, нуждающихся в защите и охране (презентация работы);
«Краснокнижные», эндемичные растения и животные родного края и прилегающих территорий;
посещение особо охраняемых территорий и объектов (по возможностям) (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, зоопарков, ботанических садов, дендрариев, лесхозов), ознакомление с технологиями природоохранной работы в них;
11) «Хозяйство края, города» (4 часа):
составление картосхемы расположения значимых промышленных и сельскохозяйствнных предприятий (села, района, города), профессии востребованные на предприятиях и учреждениях края;
знакомство с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий (встреча с руководителями и специалистами предприятий);
экскурсия на предприятие, знакомство с техникой, технологией и технологическими процессами, знакомство с представителями различных профессий;
изучение и описание по разработанному плану наиболее значимого для района, города предприятия, составление схемы производственных связей, по экспорту и импорту в том числе;
12) «Краткая история и культура народов, проживающих в крае» (4 часа):
ближайшие археологические памятники, составление схемы древних стоянок, поселений, городищ, курганов, могильников, исследование литературных источников.
культура (народное творчество, традиции, обычаи, обряды, национальная кухня, национальные ремёсла казахского народа и народов проживающих на территории края);
выдающиеся люди края, знакомство с биографией и заслугами людей, внесших особый вклад в развитие края, города;
13) подведение итогов (1 час), оформление накопленного материала по разделам (их презентация и сдача в школьный краеведческий музей).
3. Требования к уровню подготовки учащихся
15. Предметные результаты, учащиеся 7 класса должны знать о своем родном крае:
1) особенности географического положения;
2) статус и значение населенных пунктов края;
3) названия географических объектов;
4) особенности величины территории и рельефа;
5) совокупность природных ресурсов;
6) главные месторождения полезных ископаемых;
7) рекреационные возможности своего края;
8) гидрографическую сеть района, основные водные объекты;
9) особенности погоды и климата своего края;
10) действия во время возникновения чрезвычайных ситуаций;
11) почвы, основные типы растительности;
12) основные группы животного мира своего края;
13) уникальные виды растений и животных;
14) особо охраняемые территории края;
15) экономическое «лицо» края, главные предприятия промышленности и сельского хозяйства;
16) экспортную продукцию;
17) ближайшие археологические памятники и исторические объекты;
18) процесс заселения, освоения и развития края;
19) основные народы, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;
20) выдающихся, заслуженных людей края.
16. Учащиеся 7 класса должны уметь:
1) анализировать по картам главные черты географического положения территории и географических объектов края;
2) осушествлять с помощью карт измерительные действия при характеристике природных особенностей;
3) анализировать горные породы, полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края;
4) давать характеристику почвам, растительному покрову и животному миру края;
5) давать общие описания хозяйства своего края, отдельных значимых предприятий, их продукцию, производственные связи;
6) описывать, объяснять историю края, основные факторы развития, особенности заселения, причины многонационального состава населения, их культуру, традиции и обычаи;
7) выявлять и давать характеристику экологических и иных проблем, состоянию охраны природного комплекса на территории родного края и ее компонентов.
18. Личностные результаты учащихся. Учащиеся должны проявлять:
1) активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов;
2) стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экономику, экологию;
3) уважение к истории, культуре и традициям народов, к памяти о выдающихся людях края.
18.
1) умении анализировать, обрабатывать, синтизировать, использовать информацию полученную во время
2) овладение методами познания, планирование деятельности и исследований;
3) владение современными информационными технологиями, образовательными ресурсами, архивными источниками, формирование навыка презентации полученной информации;
4) овладение коммуникативными способностями, развитие полиязычия и формирование навыков работы в социуме: индивидуально, в малых, в больших группах.
- 29365 просмотров