Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «Синонимы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Оспанова Гульсара Усербаевна учитель начальных классов Гимназии № 5 города Астаны

Тема урока: «Синонимы»

Русский язык, 3 класс

Цели:

  1. Изучить особенность синонимического ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить правильно употреблять слова- синонимы в речи.
  2. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  3. Способность развитью творчества у учащихся.

Оборудование: материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь», З. Е. Александров. «Словарь синонимов русского языка», карточки для игры в лото, карточки с заданиями, чайнворд.

Ход занятия

І. Сообщение темы занятия

— Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажете сами.

Вот определение из толкового словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой этого понятия. О чем говорится в этом определении?

«В языкознании: слово или выражение, совпадающее или близко по значению с другим словом, выражение, например: „путь“ и „дорога“, „повесть голову“ и "понурить голову„».

— Конечно, это синонимы. С нами вы не раз встречались на уроках русского языка.

Слово «синонимы» пришло к нам из греческого языка: synonymos, что означает одноименный.

Итак, что же такое синонимы? (Слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу.)

ІІ. Основная часть

1. Из истории синонимов.

Еще древние греки обратили внимание на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, н и осознали различие между ними.

2. Знакомство со словарем синонимов русского языка З. Е. Александровой.

3. Значение синонимов в речи.

— Какую роль играют синонимы в речи? (Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Каких только тут нет слов: и высоких, и острых, и ехидных, и ироничных, и шутливых.)

Например: лицо (нейтральное значение), лик (книжное старославянское), физиономия (французкое слово, устаревшее, шутливое, рожа (слово просторечное, грубое).

4. Разгадывание кроссворда.

«Слово спряталось».Подобрав синонимы к каждому слову, вы отгадаете кроссворд и прочтете, как называются эти слова.

 1.

 

 

   

 

 2.

 

 

   

 

 3.

 

 

   

 

 4.

 

 

   

 

 5.

 

 

   

 

 6.

 

 

   

 

 7.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Торопится.
2. Учитывать.
3. Догнать.
4. Осилить.
5. Известие.
6. Удивить.
7. Думать.

Ответы: спешить, изучить, нагнать, одолеть, новость, изумить, мыслить.
Ключевое слово: синоним.

5. В стихотворении Валентина Берестова спрятались синонимы. Назовите их.

1. «Бураны, вьюги и метели —
Как много шуму, толкотни,
Так проворчал Мороз угрюмый
Как много с нами канители,
И наступила тишина.
Деревья скрыла седина
Как надоели мне они!» —
И речку льдом сковал без шума.

Ответ: бураны, вьюги, метели, шум, толкотня.

Задание: сделать фонетический разбор данных слов

6. Загадки в стихах о синонимах.

а) Я — синоним асьминога,
А без С – в митле нас много. (Спрут.)

б) Я то же, что и ураган,
Но море я граза для шнух,
А называюсь я… (тайфун).

Задание: найди и исправь ошибки в загадках

в) Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все… (антракт).
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв).
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшым… (передышку).
После уроков непременно
Нужно ребятам…(перемена).

7. Подбор синонимов к глаголу жить.

Подбирать синонимы к словам не совсем простое дело. Часто надо смотреть слово в контексте, то есть в конкретном предложении.

Подберите слова-синонимы к слову жить.

1) Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться.)
2) Так остался он бобылем жить. (Вековать.)
3) Старик поныне живет. (Здравствует.)
4) Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормился.)
5) Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки.(Обитают.)
6) Мы с приятелем вдвоем замечательно живем. (Проводим время.)

8. Расположить синонимы в порядке усиления степи выражения основного смысла.

Хотеть, жаждать, желать.
Нестись, бежать, мчаться,
Плестись, идти, тащиться.

9. Подобрать как можно больше синонимов к словам:

а)1-я группа — врач (лекарь, доктор, знахарь, эскулап),
2-я группа — пища (еда, яства, жратва, снедь, корм (для животных),
3-я группа — старый (ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый),
4-я группа — разговаривать (болтать, беседовать, молвить, сплетничать, трепаться).
б) Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению.

1-я группа — бесстрашный летчик, ясное небо.
2-я группа — пасмурная погода, соседняя школа.
3-я группа — правильный ответ, смышленый ученик.
4-я группа — занимательный рассказ, тихая погода.

в) Соединить линиями прилагательные-синонимы с теми существительными, с которыми их можно употреблять.

1-я группа   2-я  группа  
коричневый платье горячий лето
  глаза   вода
карий костюм знойный привет
3-я  группа   4-я  группа  
смуглый волосы старый костюм
  лицо   человек
темный небо пожилой учебник

г) Подобрать к каждому слову синонимы, чтобы при чтении сверху вниз получилось заданные слова (в случае затруднения допускается обращение к словарю синонимов)

1-я группа

 

2-я группа

 
тихий - м работа - з
деятельный - а родник - и
труд - р холод - м
секрет - т актер - а

3-я группа

  4-я группа  
народ - л дебри - з
пища - e талисман - а
мрачный - т доносчик - я
оскорбление - о единый  - ц

Ответы:

1-я группа — медленный, активный, работа, тайна,
2-я группа — занятие, исток, мороз, артист,
3-я группа — люди, еда, темный, обиды,
4-я группа — заросли, амулет, ябеда, целый.

д) Какими из слов, данный в скобках, можно заменить в предложении подчеркнутое слово?

1-я группа. Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый).

2-я группа. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное).

3-я группа. Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

4-я группа. В лесу мы наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с одного дерева на другое 9 маленькая, проворная, веселая).

Проверка.

— Почему выбрали именно это слово?

е) Выбрать наиболее подходящий по смыслу синоним и вписывать в данный текст.

— Почему выбрали именно эти слова?

— Почему не подходят другие слова?

Утром к дому прилетела…(стая, стайка, стадо) воробьев.
Они уселись на крыше и весело. (пели, щебетали, чирикали).
Маленькая Нина.(вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро.(сползи, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они… (бегали, ходили, скакали, прыгали) и.(ели, клевали, глотали, кушали) крошки. Вдруг незаметно… (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка, она… (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.

Задание: к выделенным словам подбери проверочное слово

ІІІ. Заключительная часть (рефлексия)

— Чему научали на сегодняшнем занятии?
— Что было самым интересным?
— Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?

Категория: