Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: «Письменное умножение на двузначное число»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гордеюк Раиса Ивановна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, «Средняя школа № 10 им. Н. К. Крупской» г. Петропавловск СКО

Цели и задачи:

  1. Образовательная: Формирование способа записи и алгоритма вычислений при умножении многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на двузначное число.
  2. Развивающая: Развитие приёмов математического мышления, таких как: обобщение, сравнение и анализ.
  3. Воспитательная: Воспитание интереса к предмету, на основе метода учебной деятельности.

Оборудование: Карточки с примерами для устного счёта, алгоритм письменного умножения на двузначное число, набор карточек для самостоятельной работы.

Ход урока:

1. Зарядка для ума.

61, 82, 6, 60

—  Почему каждое число может быть лишним?

Если объясните, то мы узнаем под каким девизом пройдёт наш сегодняшний урок (Хочу всё знать!)

2. Устный счёт.

Узбекская пословица гласит: «Хочешь накормить друга, дай ему рыбку, а если хочешь, чтобы он не был голодный, научи его ловить рыбу»

— Как понимаете? Работа в паре по карточкам. (Объяснить друг другу приёмы вычислений)

7800 : 6 =
1600 • 5 =
11700 : 9 =
130 • 2 =
160 • 4 =
3600 : 20 =
16200 : 9 =
1300 • 6 =
5200 : 4 =
1700 • 9 =

— Как удобно разделить или умножить числа, оканчивающиеся нулями? (для этого надо посмотреть, сколько полных разрядов затем вычислить)

— В кинотеатре 18 рядов по 25 мест в каждом ряду. Сколько всего мест в кинотеатре?

  25 — Сколько мест в 8 рядах?
Х18 — Сколько мест в 10 рядах?
200 — Сколько всего мест в кинотеатре?
25  (Проверьте решение и объясните алгоритм вычисления).
450  

3. Ситуация успеха

Реши примеры и узнай имя знаменитого древнегреческого математика.

87 И
45

26 О
14

327 Ф
24

16 Г
39

427 П
15

71 Р
24

55 А
23

 

6405    3915    7848    1265    624    364    1704

  •          •          •           •         •        •        •

— Когда вы уже встречались с этим именем? (Таблица Пифагора)

4. Новая тема.

— Рассмотрите данные примеры и сформулируйте тему урока.

670 • 48 =

5009 • 32 =

4500 • 89 =

 4060 • 78 =

 

— Сейчас мы проведём математическое исследование. Вы будете работать в группе и попытаетесь составить алгоритм умножения данных примеров, затем выскажите свои гипотезы.

— Что такое гипотеза?

Работа в группах.

Коллективное составление алгоритма.

  1. Под 0 записываю только 0.
  2. Умножаю, не глядя на 0.
  3. Умножаю на единицы.
  4. Умножаю на десятки. Помню, что цифры запишу, сдвинув на один разряд влево.
  5. Нахожу полное произведение.
  6. Приписываю столько нулей, сколько в обоих множителях вместе.

4. Закрепление.

А) Найди ошибку и реши правильно. Один ученик работает у доски.

Б) Игра «Распутай клубок».

В) Составь задачу.

  Скорость Время Расстояние
Товарный п. ? км/ч    
Скорый п. ?, на 38 км/ч >,  20ч  1560 км
  чем тов.п.    

Решение уравнением.

(х + 38) •20 = 1560
х + 38 = 1560: 20
х + 38 = 78
х = 78 — 38
х = 40

— Задайте вопросы по уравнению.

— Что обозначает 40? 78? 1560?

— Прочитай простое уравнение.

— Почему х находил -?

— Объясни приём 1560: 20.

6. Итог урока.

— О каких математиках мы говорили на уроке?

— С какими словами познакомились?

— Что было самое важное на уроке?

— Прочитайте ещё раз алгоритм.

— Найдите ступени алгоритма, которые являются новыми на сегодняшнем уроке.

Список литературы:

  1. В. П. Труднев. Внеклассная работа по математике. Просвещение. 1975
  2. Л. Г. Петерсон. Математика. 3 класс. Часть 2. — М.: Издательство «Ювента», 2006
Категория: