Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Боровкова Юлия Михайловна преподаватель специального фортепиано I категория высшего уровня. Педагогический стаж 27 лет. КГКП «Детская музыкальная школа» отдела образования акимата.  Костанайская область, г. Лисаковск

Тема: Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента

Ученики 6-го класса фортепианного отделения
Храмцова Валерия
Иваниченко Максим
преподаватель вокала Ходаковская С. Ф.

Дата: 9.12 2016 г.

Время: 17:55

Место проведения: концертный зал ДМШ

Предмет: Аккомпанемент

Цель урока: конкретизация исполнительских задач и формирование музыкального образа.

Задачи

Образовательные:

• осознать содержание музыкального произведения на основе музыкально-теоретического анализа нотного текста;
• усвоить первоначальные навыки игры с солистом-вокалистом (определять моменты взятия дыхания, показывать вступления, следить за строчкой солиста);
• выстроить общий исполнительский план произведения.

Развивающие:

• развивать навыки игры в ансамбле;
• стимулировать развитие метроритмической воли;
• активизировать фантазию и интерес;
• расширить музыкальный кругозор.

Воспитательные:

• воспитать художественный вкус;
• воспитать чувство партнёрства и ответственности.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: индивидуальный

Форма урока: работа учащихся в паре

Методы, использованные на уроке:

• когнитивный (познавательный);
• комплексный (помогает понять не только содержимое, но и усвоить исполнительские навыки);
• наглядно-иллюстративный (показ педагога, прослушивание);
• словесный (показ, диалог);
• творческо-поисковый.

Логика урока: мотивация — актуализация полученных ранее знаний и умений учащимися — организация восприятия — организация осмысления — анализ первичного закрепления — рефлексия.

Оборудование и дидактическое обеспечение урока: рояль, сборники нотной литературы, энциклопедически-справочная литература, DVD проигрыватель.

Структура урока:

1. Занятие рассчитано на 45 минут (урок).
2. Сообщение темы урока, постановка задач, проверка домашнего задания (5 минут).
3. Беседа, показ, прослушивание, работа с текстом, практическая работа, закрепление (35 минут).
4. Рефлексия. Подведение итогов урока (5 минут)
5. Краткий самоанализ урока.

Ход урока

Занятия в классе аккомпанемента прививают пианисту интерес к коллективному творчеству. Таким образом, аккомпанемент одна из важнейших составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта.

Урок мы проводим с двумя моими учениками 6-го класса Храмцовой Валерией и Иваниченко Максимом. Иллюстратор — Ходаковская Светлана Фёдоровна, преподаватель вокала. На уроке мы попытаемся раскрыть музыкальный образ каждого произведения, понять, какими средствами композитор создаёт эти музыкальные образы, а исполнитель — реализует его замысел.

Начинать работу над аккомпанементом к вокальным произведениям желательно с несложных романсов или детских песен (из мультфильмов, сказок, кинофильмов). Как правило, в этих песнях, романсах несложные аккомпанементы, что существенно и важно.

Первым произведением, которое сегодня прозвучит, будет «Песня папы Карло» из телефильма «Приключения Буратино», музыку к которой написал А. Рыбников, слова Б. Окуджава. Партию аккомпанемента исполнит Храмцова Валерия.

Педагог: Лера, скажи нам, что такое песня?

Ученица:

Педагог: Что такое аккомпанемент?

Ученица: Аккомпанемент — музыкальное сопровождение. Музыканта, который аккомпанирует солисту, называют концертмейстером.

Педагог: Лера, скажи нам — кто такой композитор, и расскажи нам немного о А. Рыбникове.

Ученица: Композитор — это создатель музыкальных произведений. Алексей Львович Рыбников — советский и российский композитор, автор музыки ко многим кинофильмам, музыкальным спектаклям, рок-операм, одна из которых знаменитая «Юнона и Авось».

Музыка к кинофильмам: «Приключение Буратино», «Остров сокровищ», «Усатый нянь», «Про красную шапочку» и другие.

А. Рыбников и сейчас продолжает плодотворно сочинять, активно занимается общественной деятельностью.

Педагог: Кто такой поэт? Расскажи о Булате Окуджаве.

Ученица: Поэт — это создатель литературных произведений. Булат Шалович Окуджава — советский, российский поэт-бард. Бард — автор и исполнитель своих песен. Окуджава был ярким представителем бардовской песни. Им написано более двухсот авторских и эстрадных песен. Автор песен к таким знаменитым кинофильмам как «Соломенная шляпка» и «Белорусский вокзал». Б. Окуджава участвовал в ВОВ, был ранен. Первая его песня была написана на фронте, но, к сожалению не сохранилась. При жизни вышли его пластинки, которые были очень популярны. В наше время проходят множество музыкальных фестивалей в его честь. В Москве ему установлено 2 памятника, один из которых находится на его любимой улице — Арбате.

Педагог: Сейчас мы с Лерой расскажем вам о подготовительном этапе работы над самой песней.

На дом ученице был задан разбор нотного текста. Поскольку фортепианное сопровождение несложное, то никакой особенной трудности это не представило. Также я попросила Леру сделать краткий анализ произведения: зрительный обзор, установить тональный план, размер, темп, фактуру изложения аккомпанемента.

Ученица: «Песня папы Карло» написана в простой куплетной форме, со вступлением в начале и с проигрышем в конце произведения.

Исполняется в умеренном темпе, фактура аккомпанемента выписана гармоническими фигурациями (короткими арпеджио).

Педагог: Учитывая тот факт, что мы работаем с вокальным произведением, то первое, на что мы обращаем внимание — это поэтический текст и вокальную партию. Для того, чтобы хорошо усвоить партию солиста, необходимо несколько раз сыграть и пропеть её, почувствовать и определить моменты взятия дыхания.

Показ ученицы.

Педагог: При работе над аккомпанементом перед учащимся встаёт такая специфическая задача, как умение видеть три строчки нотной записи. Это достаточно сложно. Для отработки этого навыка потребовалось большое внимание и специальная тренировка. Сначала мы играли бас и мелодию, убирая вторую строчку.

Показ ученицы.

Затем играли арпеджированные фигурации правой рукой и пели мелодию.

Показ ученицы.

Отработкой этого навыка необходимо заниматься постоянно.

После того, как мы познакомились с вокальной партией, приобрели некоторый навык по охвату трёхстрочной партитуры, приступаем к работе над фортепианной партией.

Песня начинается с короткого вступления, которое настраивает на характер произведения.

Показ ученицы.

Фактура фортепианной партии представляет собой гармонические фигурации. Фигурация — это фактурная обработка аккордов, их «расцвечивание». Гармонические фигурации образуют подвижный фон, который позволяет создать эмоционально-красочную картинку произведения.

Показ педагога.

При исполнении арпеджио обратить внимание ученицы на гармоническое положение звуков, создающих непрерывное звучание. Берётся крепко бас — следующий звук нужно взять с такой силой звучания, которая получается в результате затухания предыдущего.

Показ ученицы.

Теперь обратимся к фортепианному заключению. Оно написано в параллельной тональности — ре минор, мелодия, которая звучит в правой руке — гибкая, красивая, утончённая. Задача Леры — исполнить её по «вокальному» — выразительно.

Отметим, что агогических отклонений нет, темп единый, педаль запаздывающая.

Показ педагога.

Прежде чем я попрошу Леру и Светлану Фёдоровну исполнить песню целиком хочу напомнить, что главная задача солиста и концертмейстера — передать художественный образ произведения.

Показ ученицы, солиста.

Педагог: Второе произведение, которое мы вам сегодня покажем это «Песенка о лете» из мультфильма «Дед мороз и лето». Музыку написал Евгений Крылатов, слова Юрий Энтин. Представит нашему вниманию её Максим.

Максим, расскажи нам про авторов этой песни.

Ученица: Е. Крылатов — советский, российский композитор. За годы своего творчества им создано большое количество сочинений в разных жанрах: симфоническая, камерная, эстрадная музыка, музыка для театра, кино, радио, для детей. Все знают его музыку к таким известным мультфильмам как: «Дед мороз и лето», «Простаквашино», «Умка». И в наши дни Евгений Павлович живёт и работает в Москве. Юрий Энтин — советский, российский поэт-песенник, широко известен благодаря песням из кинофильмов и мультфильмов. Самые известные это: «Гостья из будущего», «Бременские музыканты», «Незнайка», «Катерок», «Ну, погоди». Работал с такими композиторами как: А. Рыбников, В. Шаинский, А. Гладков. В этом году Ю. Энтину исполнился 81 год, но он продолжает плодотворно работать.

Педагог: Максиму также было задано на дом — разобрать нотный текст, провести краткий анализ произведения. Он хорошо справился с этим заданием.

Максим, расскажи о форме песни.

Ученица: Песня написана в куплетной форме, со вступлением, в места припева композитор использует в вокальной партии вокализ. Вокализ — это пение без слов.

Педагог: Также в песне нужно обратить внимание на тип аккомпанемента «Чередование баса и аккорда». Это самый распространённый вид аккомпанемента, который требует от исполнителя определённых умений и навыков. Нужно использовать сопоставление опорного басового звука с более лёгкими аккордами.

Показ ученика.

Педагог: Обязательно нужно выстроить динамическую линию, помня при этом, что по жанру песня детская. Первые два куплета нужно исполнять спокойной динамикой mʄ - mp, затем сделать крещендо и третий куплет исполнить ярко.

Показ педагога, солиста.

Педагог: Максим, прежде чем сыграть песню целиком вспомни, что ты должен сыграть выразительно вступление, держать единый темп, выстроить баланс между партией солиста и твоего сопровождения. Самое главное — постараться воспроизвести своим исполнением художественный замысел авторов песни.

Показ ученика, солиста.

Рефлексия.

Педагог: В завершении нашего сегодняшнего урока я хочу предложить Лере и Максиму мини-анкету из четырёх вопросов:

1. На уроке я работал (а)                активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я           доволен/не совсем
3. На уроке мне было                     интересно/не интересно
4. Урок мне показался                    длинным/коротким

Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы рассмотрели жанр детской песни на примере песен из мультфильмов. В дальнейшем нам необходимо направить свою работу на раскрытие музыкального образа произведения и более яркого его исполнения на концертах различного уровня.

Краткий самоанализ урока. На уроке была организована художественно-поисковая деятельность учащихся и педагога. Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. Все этапы работы прошли через соединение теории и практики. Реализовались межпредметные связи. Лера и Максим хорошо ориентируются в основных понятиях, нотном тексте. Анализ мини-анкеты показал, что учащиеся своей деятельностью на уроке остались довольны, получив необходимые знания и практические умения.

Категория: