Система правления в Казахском ханстве

 

Цветкова С.В.
учитель истории высшей категории
г. Петропавловск Северо-Казахстанской области
Цветкова С.В.


Урок по истории Казахстана 7 класс

Цель: знакомство с системой правления в Казахском ханстве.

Задачи:

  • показать систему правления и социальную структуру общества в Казахском ханстве
  • формировать образовательную и коммуникативную компетенции
  • прививать интерес к истории края.

Опрос: Возможно любое из трех заданий либо по уровням.

Тест «Казахское ханство»

1. Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств:

2. С именами ханов Джанибека и Керея связано:

3. Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью:

4. Первостепенной задачей Казахского ханства в конце XV- начале XVI вв. было подчинение расположенные вдоль караванных путей:

5. Главной причиной войн между казахскими ханами и Шайбанидами за регион Сырдарьи является:

Тест

1. Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств:

а) ханства Абулхаимра и Могулистана б) Ногайской Орды и Ак Орды в) Могулистана и Ногайской Орды г) Ак Орды и государство Тимуридов

2. С именами ханов Джанибека и Керея связано:

а) борьба с джунгарами б) восстановление власти Шайбанидов в) установление дипломатических контактов с Россией г) основание Казахского ханства

3. Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью:

а) разбить Китай б) обеспечить безопасность своих границ в) вести борьбу с золотоордынцами г) захватить новые земли

4. Первостепенной задачей Казахского ханства в конце XV- начале XVI вв. было подчинить расположенные вдоль караванных путей:

а) Чуйские города б) кочевые племена в) присырдарьинские города г) торговые центры

5. Главной причиной войн между казахскими ханами и Шайбанидами за регион Сырдарьи является:

а) борьба за города и зимние пастбища б) борьба за власть в Мавераннахре в) утверждение своего влияния на кочевые племена г) борьба за водопои

6. В начале XVI в. с укреплением Казахского ханства шайбаниды с частью дешт-и-кыпчакских племен ушли в:

а) Семиречье б) Месопотамию в) Мавераннахр г) Западный Казахстан

7. Главное направление внешней политики хана Касыма — борьба за присоединение:

а) Присырдарьинских городов б) Центрального Казахстана в) Западного Казахстана г) Семиречья

8. После смерти хана Касыма Казахское государство:

а) расширило свои границы б) достигло наибольшего могущества в) вело войну с Русским княжеством г) переживало политический кризис

9. В XVI в. Хакназар расширяя границы Казахского ханства на запад, присоединил большинство племен:

а) Могулистана б) государства шайбанидов в) государства тимуридов г) Ногайской Орды

10. Распад Ногайской Орды придвинуло к границе Казахского ханства:

а) Русское государство б) Сибирское ханство в) Могульское ханство г) Золотую Орду

11. Используя распри среднеазиатских государств, Хакназар заключил с Бухарским ханом:

а) перемирие б) «клятвенный союз» в) «военный союз» г) «торговый договор»

12. Полтора вековая война между казахами и узбеками закончилась присоединением присырдарьинского региона и города Ташкента в состав:

а) Бухарского ханства б) Казахского ханства в) Хивинского ханства г) Кокандского ханства

О ком идет речь?

1. Он — внук Жанибека. Не пользовался большим влиянием, но отличался жестокостью. В 1524 году разорвал союз с ханом Могулистана Султан Саидом. А остаток жизни провел среди кыргызов.

2. Это было сложное время. Хану приходилось вести войну на два фронта — за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами (джунгарами). Он пригласил нас — трех биев, — и мы вместе с ним составили «Семь установлений». Это укрепило ханство.

3.Он — правнук Урус-хана, вместе со своим родственником обосновался во владениях могольского хана Есен-Буги. Последний принял его радушно; увидев в нем и его сородичах оплот для защиты своих западных владений. После смерти Есен-Буги, он окончательно укрепился в Семиречье, создав свое ханство.

4.В 1513 году взял под контроль самый южный город — Сайрам. Его признали ногайцы. Московское государство при Василии III вступило в дипломатические связи с Казахским ханством. Сведения о Казахском ханстве распространились до Европы.

5.Он — потомок Джанибека, сын Касыма. Ему удалось отстоять земли на востоке и юге Семиречья в борьбе с ойратами и могольскими правителями, установить союзнические отношения с узбекским ханом Абдиллахом. Народом прозван был «справедливым ханом».

6.Он — сын Шигая. Одним из первых отправил посольство в Москву. После смерти узбекского хана Абдиллаха овладел Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом. Дойдя до Бухары, был тяжело ранен и в том же году скончался.

7. Этот правитель вошел в историю Казахского ханства как «собиратель казахских земель». При нем численность населения составляла один миллион человек. Назовите его имя.

8. При нем в районе Каракума собрался первый курултай с целью организации общеказахского ополчения против джунгар. Его наследник султан Кайып не смог сохранить единство трех жузов. О каком хане идет речь?

9. После гибели Барака, хана Ак Орды, на ханство был избран Абулхаир. Казахские племена, не желавшие ему подчиняться, откочевали в Жетысу. Возглавил их сын Барака, став одним из основателей Казахского ханства. Кто он?

План изучения темы

  1. Система управления
  2. Казахский хан
  3. Социальный состав Казахского ханства

1. Рассмотрим систему правления Казахского ханства.

Ученики читают текст на с.168–169, запоминают название территориальных единиц и их правителей. Получив таблицу, без помощи учебника заполняют ее. Таблица заполняется снизу вверх. Слева столбик для территориально-родовых единиц, справа — правители этих единиц. Например, аул — аулбысы и т. д. Затем идет проверка. (Таблица потом вклеивается в тетрадь).

(См. Приложение)

Система правления в Казахском ханстве (таблица)

2. Познакомимся с ханом и его функциями.

Работа с текстом учебника. (возможно сообщение ученика по данной теме или фрагмент фильма)
Обсуждение.

3. Рассмотрим социальный состав Казахского ханства.

Нам понадобится словарик. (На каждую парту или на каждого ученика).

Словарь

    Кожэ — потомки первых проповедников ислама в Казахстане.
    Бии — люди знатного происхождения, своим возвышением обязаны великолепному знанию жизни.
    Батыры — профессиональный воин.
    Карачу — свободный кочевник, обладающий имуществом.
    Кулы (рабы) — самая бесправная часть населения.
    Баи — самые богатые люди в обществе. Все, кто имеет много имущества: скот, много домов в городах, т.д.
    Шаруа — люди, имеющие скот и имущество.
    Жалнияз — люди, которые в силу сложившихся обстоятельств, потеряли все и вынуждены работать на хозяйство своих сородичей за небольшую плату (12 овец в год).
    Консы — люди, работавшие за еду, кров, одежду на своих богатых родственников.
    Балгуши — люди, потерявшие связь с родом.

Т. о., казахское общество представляло определенным образом сложенную систему, где составные части взаимосвязаны. Порядок в обществе строился на сложном сочетании прав и обязанностей его членов.

Закрепление. Игра.

Ученик выбирает № вопроса. За правильный ответ жетон. Набравший большее число жетонов — победитель.

  1. Что такое «Жеты Жаргы»?
  2. Кто играл главную роль в управлении государством при хане Тауке?
  3. Как называли свободного кочевника из кара-суек, обладавшего имуществом?
  4. Годы правления хана Тауке?
  5. Что такое кун?
  6. С какого возраста наступала ответственность в Казахском ханстве?
  7. Как А.Лёвшин характеризовал хана Тауке?
  8. На каких биев опирался хан Тауке при составлении свода законов?
  9. Что означает ак-суек, кара-суек?
  10. От кого исходила наибольшая опасность при хане Тауке?
  11. Главное требование к участнику народного собрания?
  12. Что такое курултай?
  13. Как народ называл Тауке и почему?
  14. Что такое ата-аймак?
  15. Кто возглавлял улус?
  16. Что включал в себя арыс и кто им управлял?
  17. Почему новый хан раздавал все свое имущество?
  18. Каковы функции хана?

Подведение итогов.

Рефлексия

Домашнее задание

Приложение

Приложение
Категория: