Роль аккомпанемента в русской камерно-вокальной лирике конца XIX – начала XX вв.
Ленчевская Наталья Анатольевна, концертмейстер высшей квалификационной категории высшего уровня, КГКП «Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета», город Караганда |
Содержание
Введение.............................................................................................................................3
1. Роль вступлений и заключений в романсах русских композиторов. ..............3
2. Особенности фортепианной фактуры в русском романсе. ................................5
3. Связь музыки и текста. ................................................................................................12
4. Творческие задачи концертмейстера. ...................................................................12
Заключение. ...........................................................................................................................14
Список литературы. .............................................................................................................15
Введение
Аккопаниаторство — самая распространённая профессия среди пианистов. В неё вовлечено большое количество музыкантов, потому что концертмейстер нужен буквально везде — и в классе (по всем специальностям, кроме собственно пианистов), и в оперном театре, и на концертной эстраде, и в качестве преподавателя (класс концертмейстерского мастерства). Какова же история данной профессии, истоки и этапы её формирования? Кто такой концертмейстер и что такое собственно аккомпанемент?
Истории клавирного аккомпанемента в России порядка трех веков. Довольно продолжительное время аккомпанемент рассматривался, как разновидность бытового музицирования, а в деятельности музыканта-профессионала являлся сопутствующим родом занятий. И лишь во второй половине XIX века начинается процесс выделения аккомпанемента в самостоятельную разновидность профессиональной работы пианиста. Завершился этот процесс уже в XX столетии. На данный момент очевидна важная роль концертмейстера в исполнительстве так же, как и существенно значение искусства аккомпанемента.
К сожалению, до сих пор ещё встречается точка зрения, что аккомпанемент — искусство второстепенное, не требующее активного, творческого подхода, и что роль его не выходит за пределы создания гармонического фона для партии солиста. Подобная оценка значения аккомпанемента была правомерна на первых этапах зарождения и развития романса, когда сопровождение играло роль гармонической и ритмической поддержки пения. Но в конце XVIII и особенно в XIX веке с развитием романсовой музыки аккомпанемент становится мощным музыкально-драматургическим средством, обогащающим содержание музыкального произведения и значительно усиливающим его воздействие на слушателя. Выдающийся английский пианист Дж. Мур по этому поводу пишет: «...Считалось, что аккомпанемент всегда должен оставаться в тени, на заднем плане, обеспечивая фон. Этот „закон“ действовал до тех пор, пока более дерзкие и сильные духом не показали, какой размах таится в партии фортепиано, сколько в ней разнообразных оттенков, высокой поэзии и какая ответственность ложится на плечи аккомпаниатора». (6; с. 143). Углубляется содержание аккомпанемента, усложняются пианистические трудности, к концертмейстерам предъявляются требования не меньше, чем к современным пианистам-солистам. Концертмейстер и вокалист начинают выступать в качестве равноправных партнеров, принимают совместное участие в создании исполнительской концепции, в выборе программы, работы над нотным текстом, его редакциями, балансом звучности, темпоритмом произведения. Выдающие пианисты-солисты и композиторы выступают в качестве аккомпаниаторов: Шуберт-Фогель, Рахманинов-Шаляпин, Мусоргский-Леонова, Рихтер-Дорлиак, Игумнов-Козловский — это лишь некоторые дуэты пианистов и вокалистов.
Итак, в результате многовекового развития из примитивной гармонической поддержки голоса аккомпанемент вырос до сложнейшей по своим техническим средствам и содержанию музыки, что ставит его в один ряд с сольными фортепианными произведениями.
- 9500 просмотров