Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Программа элективного курса «Исследование качества пищевых продуктов»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Коcтичану Татьяна Николаевна, учитель химии и биологии, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Средняя школа № 6 села Батпак» село Батпак, Осакаровский район, Карагандинская область

Коcтичану Татьяна Николаевна

Программа
элективного курса «Исследование качества пищевых продуктов»

10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Пояснительная записка

В условиях развивающегося рынка продовольственных товаров, увеличения импортируемой продукции и конкурентоспособности, становится необходимым систематизация знаний в области их экспертизы и контроля качества.

Курс предназначен для учащихся 10 класса и знакомит учащихся с основами товароведения и экспертизы продовольственных товаров.

Для изучения данного курса учащимся необходимы знания, полученные при изучении основ экономики, неорганической и органической химии, различных разделов биологии.

Построение и структура курса:

• лекции;
• лабораторно-практические занятия
• деловые игры;
• самостоятельная работа учащихся
• исследовательская работа

Цель курса:

• усвоение теоретических знаний о классификации и составе пищевых продуктов, видах фальсификации продуктов и способах определения качества продуктов.
• Приобретение практических навыков проведения экспертизы качества продуктов питания.

Основные задачи изучения курса: усвоение основных терминов и понятий экспертизы продовольственных товаров; изучение важнейших видов экспертной деятельности, особенностей их объектов, субъектов, методов проведения.

Актуальность:

— формирование здорового образа жизни и культуры потребителя.
— курс отражает практическое осуществление интегрированного процесса как одного из перспективных направлений в работе школы.
— курс отражает реализацию методологического подхода средствами нескольких предметов в их взаимопроникновении и взаимодополнении.

Требования к знаниям и умениям

• классификационные признаки, пищевую ценность продовольственных товаров.
• иметь представление о химическом составе пищевых продуктов.
• уметь характеризовать основные виды и способы фальсификации пищевых продуктов.
• Знать методы обнаружения фальсификации пищевых продуктов
• Уметь проводить определение состава пищевых продуктов.
• Уметь проводить лабораторные исследования качества пищевых продуктов.

Итоговая работа: исследовательская работа

Примерный перечень итоговых работ:

1. Определение содержание йода в пищевой соли.
2. Социологическое исследование отношения покупателей к качеству продуктов питания.
3. Исследование качества молочных продуктов (на примере местных рынков или розничных торговых предприятий)
4. Исследование качества продуктов пчеловодства (меда).
5. Информация на упаковке пищевых продуктов.
6. Исследование качества муки. Влияние условий хранения на качество муки.

Содержание курса

Введение (2 часа).

Продукты питания. Взаимосвязь качества продуктов питания и здоровья человека. Профессии: товаровед, эксперт.

Тема 1. Классификация пищевых продуктов (3 часа).

Общая характеристика продуктов питания. Качество продуктов питания. Классификация продуктов питания с учетом общих характерных признаков и особенностей использования.

Тема 2. Химический состав и энергетическая ценность основных пищевых продуктов (4 часа).

Химический состав продуктов питания. Основные питательные вещества их значение для организма человека. Энергетическая ценность и состав основных классов продуктов питания.

Тема 3. Фальсификация пищевых продуктов (5 часов).

Виды фальсификации пищевых продуктов: ассортиментарная, качественная, количественная, стоимостная, информационная, комплексная. Способы фальсификации и методы её обнаружения.

Тема 4. Практикум «Исследование качества пищевых продуктов» (16 часов).

Практическая работа № 1. «Определение степени разбавленности молока водой».
Практическая работа № 2 «Определение посторонних примесей в молоке»
Практическая работа № 3 «Определение присутствие маргарина в сливочном масле»
Практическая работа № 4 «Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде»
Практическая работа № 5 «Определение присутствия посторонних примесей в мёде»
Практическая работа № 6 «Определение качества пшеничной муки»

Исследовательская работа учащихся. (4 часа).

Рекомендуемая литература:

1. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность питания. — М.: «Экологический вестник России», 1995 год.
2. Жилин Д.М. Организация полевой аналитической лаборатории для дополнительной сети экологического мониторинга. — М.: «Ассоциация по химическому образованию»,1999 год.
3. Дмитриченко М. И.Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: Учебное пособие. СПб.: Издательский дом ПИТЕР, 2002 г — 166с
4. Михайлова М.С. Товароведение вкусовых товаров для официантов и барменов / учебное пособие — Изд. 2-е. — Ростов н/ Д: Феникс, 2005г
5. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров / Учебник. Изд-е 6-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2006г
6. Шепелев А.Ф., Печенежская Н.А. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров / Учебное пособие. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2004г
7. Ресурсы Интернета: персональный сайт профессора, доктора технических наук, действительного члена Академии Медико-Технических наук Чепурного И.П., httpss://ipchepurnoy.narod.ru

Примерное учебно-тематическое планирование

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Материал к занятию «Определение качества пчелиного меда»

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Практическая работа «Определение присутствия посторонних примесей в мёде»

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: