IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Проектная деятельность учащихся на уроках математики

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Шайхутдинова Галия Жагфаровна, учитель математики, высшая категория, средняя школа № 173 имени Алии Молдагуловой, город Кызылорда

Шайхутдинова Г.Ж.

В Послании Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия „Казахстан-2050“: новый политический курс состоявшегося государства» ставится задача модернизации методик образования и нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.

Модернизация казахстанского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Для того чтобы формировать «универсальные учебные действия» и поддерживать у учащихся интерес к знаниям на уроках математики, у меня возникла необходимость строить обучение на активной основе. Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу.

Образование призвано расширять творческие возможности личности в направлении их универсализации как ключевого ориентира личностного развития. И в этом направлении помогает метод проектов.

Метод проектов — личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата.

Можно выделить шесть основных этапов при использовании «метода проектов»:

  • выявление проблемы (выбор темы);
  • планирование собственной деятельности;
  • формализация (моделирование конкретной ситуации);
  • реализация собственных идей (с привлечением технологий программирования);
  • проведение анализа и оценки полученных результатов (с корректировкой в случае необходимости);
  • оформление практического результата разработки и его публичная защита (с демонстрацией готового программного продукта).

Вкратце можно сказать, Проект — это «пять П»:

Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.

Шестое «П» проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

На уроках математики можно наблюдать, как метод проектов позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Выполнение проектов дает возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку своего (личностного) знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую деятельность, которая не только привлекает новизной и необычностью, занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Проектная деятельность позволяет организовать обращение к субъектному опыту школьников, а также акцентирует признание уникальности и самобытности каждого ученика.

Участие в проектной деятельности учащихся позволяет значительно совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение при помощи метода проектов общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Ребята учатся понимать, сравнивать различные точки зрения, и аргументировать свою точку зрения. Использование этих средств обучения в системе педагогической деятельности позволяет учащимся совершенствовать навыки самостоятельной работы и переходить к самостоятельности в изучении отдельных вопросов, а затем и тем. Это проявляется в умении поставить цель, спроектировать свои действия, отобрать содержание и средства достижения цели, контролировать полученные результаты.

Имея методологические знания, школьники учатся применять приобретенные способы деятельности, комбинировать их и создавать новые. Познавательная деятельность учащихся, организованная при защите проектов, позволяет ученику последовательно занимать различные коммуникативные позиции: из пассивно слушающего — в понимающего, задающего вопросы, дополняющего, уточняющего работу других. А далее — в способного высказать и аргументировать точку зрения, понять и принять точку зрения другого, не разрушая свою, способного увидеть пути улучшения или развития любой точки зрения.

Применение метода проектов предоставляет каждому учащемуся право искать себя в рамках урока, включаясь в самостоятельные познавательные исследования. В отличие от традиционных педагогических технологий, основанных преимущественно на репродуктивной познавательной деятельности, метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения, учит ответственности за свои действия.

Если применять метод проектов на уроках математики в системе, то у учащихся наблюдается положительная динамика развития общих учебных умений, навыков и способов деятельности, а именно: познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.

Особое внимание необходимо уделять мониторингу учащихся с точки зрения поставленной цели педагогической деятельности, организовать их проектную деятельность, чтобы помочь каждому найти индивидуальный стиль деятельности. Это позволит учителю вносить коррективы в свою педагогическую деятельность и оптимально организовывать учебный процесс. Мониторинг общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся позволяет сделать вывод о полноте, глубине, осознанности и прочности их знаний.

На уровень подготовленности учащихся влияет и положительная мотивация к предмету, которая достигается благодаря применению проектной деятельности, которую ребята ведут с большим интересом. Школьник, работающий над исследовательским проектом, решает свою, личностно значимую, проблему, поэтому есть интерес. Проектная деятельность является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Поэтому включение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс школы приведет к тому, что ученики станут более заинтересованными в своем учении; разовьют свои творческие и специальные способности; научатся находить решение в трудных жизненных ситуациях.

Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов

Во все времена мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай как я». Но сегодня основная задача педагога — научить ребенка мыслить творчески.

Чтобы ученики понимали, что знания им необходимы, надо весь образовательный процесс максимально приблизить с реальной жизнью, с ее задачами и интересами. В работе с детьми приходится индивидуально для каждого находить мотивационные моменты для участия в проектах.

Что мы можем сделать, чтобы максимально развить ребенка, развивать его способности к самостоятельному поиску решений, мышления, инициативности и творчества. Что происходит с его личностью? Эти вопросы волновали меня, когда я обдумывала новые формы работы, направленные на развитие личности каждого ученика.

Метод проектов определяю как гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных, творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».

Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность — это неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Считаю, что формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности необходимо для успешной социализации.

Основные задачи моей педагогической деятельности:

  • развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность;
  • формировать творческие личностные характеристики посредством метода проекта;
  • научить учащихся организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности;
  • воспитывать коммуникативные качества личности.

Использование данного метода на уроках повышает мотивацию к исследовательско-творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.

Использование метода проектов на уроках математики помогает учащимся строить свою практическую деятельность, моделировать социально-экономические ситуации, искать решение проблем, задач, которые возникают в ходе работы над проектом. Также метод проектов учит учеников работать, искать, решать, умения высказывать свою точку зрения и быть выслушанным и понятым. А это все и есть ключ к развитию самодостаточной личности, умеющей работать как в паре, так и в группе, находить общий язык — одним словом, стать коммуникабельными, компетентными в вопросах, которые они ставят перед собой, работая над проектом. Предоставление самостоятельности в выборе проекта, участия в проекте — это неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Основные задачи моей педагогической деятельности:

— развивать интерес и активизировать познавательную деятельность;
— формирование творческой личности;
— организовать самостоятельную творческо-практическую деятельность, воспитывать коммуникативные качества личности.

При использовании метода проектов на уроках математики повышается мотивация к исследовательской деятельности, развиваются качества лидера, у учащихся появляется устойчивый интерес к предмету, заинтересованность в успехах в своей проектной деятельности, а в целом — в учебе. Кроме этого Использование метода проектов на уроках математики помогает учащимся строить свою практическую деятельность, моделировать социально-экономические ситуации, искать решение проблем, задач, которые возникают в ходе работы над проектом. Также метод проектов учит учеников работать, искать, решать, умения высказывать свою точку зрения и быть выслушанным и понятым. А это все и есть ключ к развитию самодостаточной личности, умеющей работать как в паре, так и в группе, находить общий язык- одним словом, стать коммуникабельными, компетентными в вопросах, которые они ставят перед собой, работая над проектом. Главное в методе проектов- активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов — это не только образовательная технология, это еще и способ подготовить учащихся к самостоятельной жизни, в которой они смогут применить все качества мыслящего, инициативного, креативного и делового человека.

Особенности проектной деятельности:

1. Определение необходимости создания проекта, определение приоритетов.
2. Отработка идей, их анализ, обсуждения, моделирование.
3. Проработка нескольких идей. Чем больше идей, тем лучше результат.
4. Изготовление изделия.
Учащиеся сами создают то, что они разработали.
5. Испытание и оценка.

Все эти компоненты могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не как отдельно взятая задача

Работа над проектом включает:

  • предпроектную деятельность — сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;
  • проектную деятельность — поэтапную разработку модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, составление технологической карты;
  • послепроектную деятельность — самоконтроль и самооценка своей деятельности.

Овладение учащимися методом проектов рассчитано на 2–4 года обучения.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

Известно, что все дети не могут иметь одинаковую подготовку, поэтому, чтобы вовлечь каждого ученика, приходится учитывать круг его интересов и возможностей. И поэтому, создание положительной мотивации — начало успеха. Начав с легких заданий, дети постепенно поднимают свою планку, а для более слабых детей приходиться подбирать более сильного напарника, который обучая друга, продолжает сам совершенствоваться.

Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках математики, но и за рамками урока. Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей

Список литературы:

1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000
2. Журнал «Математика в школе» 2006. — № 6
3. Журнал «Математика в школе» 2008. — № 4
4. Новикова Т. Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. — 2000. — № 7

Категория: