Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Познавательная компетентность. Ознакомление с окружающим: «Хочу все знать»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ващинская Наталья Борисовна воспитатель высшей категории. Управление образования г. Алматы, Ауэзовский район, КГКП «ясли-сад № 56»

Ващинская Наталья Борисовна

Задачи: познакомить со свойствами воздуха (прозрачный, легкий, невидимый, упругий), продолжать осваивать способы изучения предметов. Развивать мышление, сообразительность. Воспитывать умение сотрудничать при поведении опытов, экспериментов.

Ожидаемые результаты:

Воспроизводят: свойства воздуха (прозрачный, легкий, невидимый, упругий);

Понимают: что воздух есть везде;

Применяют: сотрудничество при поведении опытов, экспериментов.

Оборудование и материалы: бумага (для изготовления вееров), мыльные пузыри, стакан с водой, коктейльные трубочки, теннисные шарики, пластиковые бутылки (0,5), шарики, гибкие шланги, пластилин, бассейн.

Билингвальный компонент: ауа — воздух, далаға — прогулка, таза — чистый.

Словарная работа: прозрачный, легкий, невидимый, упругий, наука, лаборатория, исследователи.

Методические приемы: беседа, эксперименты, опыты, загадки.

Ход ОД

1.Организационный момент

Мы солнцу скажем: «Здравствуй!» (руки поднимаем вверх)
Мы скажем небу: «Здравствуй!» (руки поднимаем вверх)
«Пусть утро будет ясным!» (разводим руки в стороны)
— Природе скажем мы. (разводим руки в стороны)
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный.
Ему желаем счастья, любви и красоты!

Ребята! Посмотрите, сколько гостей к нам пришло сегодня на занятие. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свое тепло и улыбку через воздушный поцелуй.

Дети: Сәлеметсіздерме қонактар!

2. Основная часть

Сегодня мы с вами будем учеными-исследователями. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: лаборатория.

Ребята, в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию.

Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

Ребята, а о чем пойдет речь на нашем занятии вы узнаете, если отгадаете загадки.

Бар ма жоқ па оны
Анық білмейсің
Ол жок жерде өмір
Сүріп жүрмейсің (ауа)

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он не видимый и все же
Без него мы жить не можем (воздух)

Правильно ребята, это воздух. Природа — это мир, который окружает нас, а человек самое лучшее творение на свете, и один из волшебных подарков который подарила природа людям — это чистый воздух! Без которого человек не сможет прожить и дня.

— Ребята! Можем ли мы с вами обойтись без воздуха? Почему? (ответы детей — потому. Что мы дышим воздухом)

Балалар біз немен дем аламыз? (ауамен) Өте жақсы.

Ребята, чем мы дышим? (воздухом)

— А можно ли обнаружить воздух? (рассуждения детей)

— Да, воздух обнаружить можно. Мы сейчас с вами проведем опыт. А помогут нам в проведении опытов лаборанты. Гости которые вытащили лепесток голубого цвета и есть наши лаборанты. Проходите, одевайте халаты.

Эксперимент № 1

Дети изготавливают из бумаги веер и обмахивают им лицо, чтобы почувствовать движение воздуха.

— Что вы чувствуете? При ветерке стало теплее или холоднее? (ответы детей). Давайте мы с вами повторим этот опыт, но только теперь мы помашем веером вокруг бумажных полосок и посмотрим, что с ними будет происходить.

Мы прикасаемся к полоскам? (нет)

А что их толкает? (воздух)

Вывод: воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любой комнате, в шкафу, он есть везде, но мы его не видим. Его можно назвать невидимкой.

Но все-таки увидеть его можно, а как это сделать я вам сейчас продемонстрирую: «Выдувание мыльных пузырей».

Как можно еще можно увидеть воздух? (рассуждение детей).

— Я вам сейчас подскажу. Давайте мы с вами возьмем коктейльные трубочки, вставим ее в стакан (прозрачный) с водой и подуем.

— Что вы видите? (пузырьки)

— Что происходит? (они поднимаются вверх т. к. воздух легче воды).

Вывод: воздух можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой, так же мы его можем увидеть в воде, если подуешь в трубочку или с помощью мыльных пузырей, воздух прозрачный.

А теперь мы с вами отдохнем.

Физминутка

Алақай — ау алақай хлопки
Қыста келді балақай наклоны вперед
Далаға біз шығамыз маршируют
Ауамен дем аламыз собирают воздух руками
Таза ауаны жұтып біз поднимаются на носки
Рахаттанып қаламыз обнимают себя

Ребята, воздух не только легкий, прозрачный, но и упругий.

Эксперимент № 2

Перед вами лежат воздушные шары. Возьмите себе по одному. Рассмотрите свой шарик (ответы — у него нет формы, он мягкий, не упругий). А теперь надуйте свой шарик и потрогайте его. Какой он стал? (он приобрел форму, стал упругий).

Ребята, что внутри шарика? (воздух).

Вывод: воздух может быть упругим.

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто дольше не уронит шарик» (дети берут коктейльные трубочки, загибают их вверх и на кончик трубочки ставят шарик и дуют в трубочку).

Упражнения на релаксацию

Ребята, представьте, что вы капельки, вам стало грустно, вы перестали играть, веселиться, переливаться. Вам очень захотелось увидеть вашу маму, большую Тучку. И вы не знаете, как подняться на ней на небо. Услыхал о вашем желании Ветер, что пролетал мимо. Он был наполнен теплым, нежным, душистым воздухом. Ему очень захотелось вам помочь. Ветерок подул на вас, но вы только зашевелились. Тут на помощь пришло Солнышко, оно сделало капельки легкими, как пар и пух. И тогда Ветер поднял капельки высоко в небо к маме тучке. Мама Тучка увидела своих детей, обняла их, и они еще долго гуляли по небу.

Эксперимент № 3

Ребята! А как вы считаете, есть ли воздух в предметах? (ответы детей). Сейчас мы с вами по очереди будем бросать предметы в стакан с водой.

Почему предметы тонут? (ответы детей — они тяжелее воды).

Что вы заметили, когда они погружались в воду? (ответы детей — пузырьки).

Откуда взялись пузырьки? (ответы детей — воздух выходит из предметов).

Вывод: воздух есть во всех предметах.

— Ребята, а сейчас мы с вами изготовим подводную лодку, и посмотрим, что с ней будет происходить (дети конструируют подводную лодку).

Рис. 1

Опыт: лодку погружаем в воду, она тонет, как только начинаем накачивать воздухом, она всплывает.

Что происходит с лодкой? (ответы детей — она тонет)

Почему? (ответы детей — из нее выходит воздух, и она тонет)

А что произойдет, если мы начнем надувать шарик? (ответы детей — она будет всплывать, т. к. воздух легче воды)

Правильно ребята!

Итог:

Ребята, вам понравилось занятие? Чем? (ответы детей)

Скажите, могли бы люди прожить без воздуха? (ответы детей)

Воспитатель: правильно ребята, ни люди, ни животные, ни растения не смогут прожить без воздуха, они тоже дышат, хотя мы этого не замечаем. Чистый воздух — это одно из главных богатств человека.

Зовусь «Воздушною рубашкой»
И окружаю все вокруг,
Ведь без меня прожить не может
Ни слон, ни птица, ни паук.
Я человеку тоже нужен
И в космосе, и над водой.
Я невидимкою окутал
Планету нашу —
Шар земной!
Не загрязняй меня без меры,
Я (хором) чистый воздух, атмосфера!

А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями

Сау болыңыздар, қонақтар! (дети уходят под музыку)