IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Полилингвальный урок «Второстепенные члены предложения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Кондратьев Владимир Николаевич учитель русского языка и литературы высшей категории КГУ Рузаевской средней школы, района имени Г. Мусрепова, Северо-Казахстанской области

 

Кондратьев В.Н.

Сабақтың тақырыбы: «Сөйлемнің тұрлаусыз мүшелері»

8 «А» сыныбындағы орыс, қазақ, ағылшын тілдерінен кіріктірілген сабақ.

Полилингвальный урок в 8 «А» классе.

Цель / мақсаты: повторение, обобщение, систематизация второстепенных членов предложения / сөйлемнің тұрлаусыз мүшелерін қайталау, қорытындылау, жүйелеу.

Задачи  міндеттері:

I. Образовательная / білімділік: формирование полилингвальной, поликультурной личности; / көптілді тұлғаны қалыптастыру;

II. Развивающая / дамытушылық: активизация познавательной деятельности учащихся, стимулирование и развитие мыслительного процесса, памяти, внимания / оқушылардың танымдылығын арттыру, есте сақтау, ойлау қабілеттерін жетілдіру.

ІІІ. Воспитывающая / тәрбиелік: воспитание Казахстанского патриотизма / Қазақстандық Отансүйгіштікке тәрбиелеу

Тип урока / сабақтың типі: комплексное применение знаний / білімді кешенді қолдану.

Вид урока / сабақ түрі: полилингвальный / кіріктірілген

Оборудование / Қолданылатын құралдар: интерактивное оборудование, электронный учебник русского языка для 8 класса, учебная презентация, карточки, тексты, музыкальное сопровождение / интерактивті тақта, 8 сыныпқа арналған электронды оқулық, презентация, үлестірмелі қағаздар, мәтіндер, әуендер.

Этапы урока / сабақтың кезеңдері:

1. Организация класса. Сыныпты ұйымдастыру.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока: мотивация, целеполагание, психологический настрой.

3. Словарная работа / сөздік жұмыс: слушаем, читаем, говорим (на русском, казахском, английском языках) / тыңдаймыз, оқимыз, айтамыз.

4. Объяснение нового грамматического материала (на русском языке). Чтение (на русском, казахском, английском языках).

5. Лингвистическая задача / лингвистикалық тапсырмалар (на русском, казахском, английском языках).

6. Творческая работа / шығармашылық жұмыс (на русском языке).

7. Итог урока / сабақты қорытындылау. Закрепление грамматического материала (тест на русском языке).

8. Итоговая рефлексия урока / сабақты қорытындылау.

9. Информация о домашнем задании / үй жұмысы.

Ход урока

I. Организация класса

Учитель русского языка:

Доброе утро, дорогие дети, учителя и гости!

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель английского языка:

Welcome, everybody!
Welcome to all of you.
I’d like to welcome you all to this lesson.
Good morning, everybody.
Good afternoon, everybody.
Hello, everyone.
Hello there, (Vadim). How are you?
How are you today, (Katya)?
How’s life (Kamila)?
Are you feeling better today, (Dima)?
And what about you, Violetta? How are you today?
Good morning, Roman. How are you feeling today?
How are we all doing this morning?
How’s everyone feeling today?
That’s nice to hear.
I’m glad to hear that.
I hope you all had a good time.
I hope you are all feeling well.
I hope you’ve had a good day so far

Учитель русского языка:

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое настроение у вас перед началом урока?

Учитель казахского языка:

Қайырлы күн құрметті қонақтар, қымбатты балалар! Бүгінгі орыс,қазақ,ағылшын тілдерінде өтетін сабақтың мақсаттары мен міндеттерін айту.

Сабақ алдындағы сендердің көңіл күйлерің қандай екенін білгіміз келеді.
Олай болса назарларыңды тақтаға бұрып бүгінгі көңіл күйлеріңді көрсетіңдер — өте жақсы, көтеріңкі, тамаша, Сонымен балалардың көңіл күйлері «тамаша». Неліктен тамаша?

Учитель английского языка:

Good morning dear children! Today we are going to have an unususal lesson — lesson of Russian, Kazakh and English languages. Look at the blackboard, please. What emotions do you feel before our lesson? Do you feel fear, boredom or joy? Why?

II. Словарная работа: слушаем, читаем, говорим (на русском, казахском, английском языках)

Введение лексики

Раздел «Слушаем»

  •  Водиться / иметься / добывать — to have, to be, мекендеу — тіршілік ету
  •  Граница, рубеж — Шекара — A border
  •  Добывать / добыть / вытащть / достать; Өндіру — шығару to mine, to find
  •  Континент — Континент — a mainland.
  •  Курорт — Курорт (демалыс орны) — A resort
  •  Ледник — Мұздақ — A glacier
  •  Порт — Айлақ — А рort
  •  Полезные ископаемые. Minerals

Учитель казахского языка: Орыс тілінде берілген сөйлемдерді қазақ , ағылшын тілдеріне аударуға тырысыңдар.

Учитель английского языка: Now let us try to translate these sentences into Kazakh and Russian languages, using the new words.

Раздел: «Читаем»

1) В Каспийском море водятся осетры.
Каспий теңізінде бекіре мекендейді.
There are sturgeons in the Caspian Sea.

2) На карте обозначены границы областей нашей республики.
Біздің облыстарымыздың шекаралары картада белгіленген.
Regions borders of our republic are marked on a map.

3) На востоке страны добывают уголь, медь, железную руду.
Еліміздің шығысында көмір, мыс, темір рудасы өндіріледі.
Coal, copper, iron-stone are mined (found) in the east of our country.

4) Казахстан занимает ведущее место по запасам нефти.
Каzakhstan takes a leading place in oil recourses.

5) Евразия — крупный континент.
Еуразия — үлкен құрлық
Eurasia is a large continent.

6) Казахстанцам нравится курорт Боровое.
Қазақстандықтарға «Бурабай» курорты ұнайды.
People of Kazakhstan like Borovoe resort.

7) Вершины гор Алатау покрыты ледниками.
Алатау тауының басын мұздақтар басып жатыр.
The tops the Алатау mountains are covered with glaciers

8) Корабль вошел в порт.
Кеме айлаққа кірді.
The ship stopped at the port.

Қазақ тілі мұғалімі: Берілген сұрақтарға орыс тілінде жауап беріп,сөздерді қазақ, ағылшын тілдерінде аударыңдар.

Учитель английского языка: Now we are going to answer these questions in Russian and translate your answers into Kazakh and English languages.

Раздел: «Говорим»

1) Что такое граница? — рубеж, шекара, a border

2) Что делают с углем, медью, железной рудой на востоке страны? — добывают, to mine

3) Чем наделила природа Казахстан? — пайдалы қазбалар, mineralsэ

4) Чем явлчется «Боровое» Казахстана?- курорт, демалыс орны, resort

5) Чем покрыты вершины гор Алатау? — мұздақтар, mainland

6) Какое судно вышло в открытое море? — танкер, a tanker

7) Где водятся осетры? —Каспий теңізі, The Caspian Sea

III. Объяснение нового грамматического материала (Электронный учебник , 8 класс)

Раздел: «Слушаем»

Слушаем
Читаем
Пишем

Учитель русского языка: А теперь попробуем ответить на вопросы, закрепить прослушанный материал.

Раздел: «Говорим»

Ответь на вопросы:

1) Что такое второстепенные члены предложения?
2) Что такое дополнение?
3) Что такое определение?
4) Что такое обстоятельство?

IV. Чтение (на русском, казахском, английском языках)

Учитель казахского языка: «Қазақстанның аймақтары» атты тақырыптың бірінші бөлімін ағылшын тіліне, екінші бөлімін қазақ тіліне аударып, мазмұнын айтасыңдар, үшінші бөлімін орыс тілінде мазмұнын айтып, корытынды жасайсыңдар.

Учитель английского языка: dear, children we are going to work in small groups with the text Kazakhstan. The first group will read the 1 passage in English, the 2 passage in Kazakh and the 3 one in Russian. Your task is to read and retell your passage. Is it clear?

Регионы Казахстана
Қазақстанның аймақтары
Regions of Kazakhstan

The territory of Kasakhstan is divided into regions and each region is famous for something.
The largest lake of the world is situated in Aktay, the centre of Mangistau region. People call this lake The Caspian Sea. There is a big port with a great number of ships and tankers here, because oil and gas are found here.
People of Atyrau region are proud of treasures of oil, gas and valuable species of fish.

Батыс Қазақстан облысының басты қаласы Оралды Европа және Азия екі құрлығының арасындағы шекара басып өтеді.Ақтөбе облысы никель, фосфаридтер және хром корымен танымал..Қостанай, Ақмола және Солтүстік Қазақстан облыстары егістік жерлерімен белгілі.Сонымен қатар Ақмола облысы курорттарымен танымал.Қарағанды облысы шахталарын, бір жағы тұзды, бір жағы тұщы ерекше Балқаш көлін мақтан етеді.
Батыс Қазақстан облысының жері қазба байлықтарына бай.Алматы облысының көптеген өзендері өз бастауларын Жоңғар және Іле Алатауынан алады.

По территории Южно-Казахстанской области когда-то пролегал Шелковый путь. Это край тысячи древних городов.
В Кызылординской области находится космодром Байконыр. С Байконыра был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, и в 1961 году совершил полет первый космонавт Юрий Гагарин. Отсюда отправились в космос и два казахстанских космонавта: Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев.
Каждая область может гордиться своими богатствами, достижениями и победами. Но только все вместе они представляют собой несокрушимую силу великого, молодого и свободного государства Казахстан.

Во время работы учащимся отправляются дополнительные задания по тексту на казахском, русском и английском языках по интернету. (Mail.Ru Aгент-Онлайн)

Казахский язык:
1) Екінші сөйлемді сөйлем мүшелеріне талда.
2) Бастауларын сөзіне морфологиялық талдау жаса.

Русский язык: Каждая область может гордиться своими богатствами, достижениями и победами. (Синтаксический разбор данного предложения)

Английский язык:
1) Find words with the same meaning as the word «famous».
2) Find the opposites to the word «little».

Учитель казахского языка: Мәтін бойынша берілген сұрақтарды жақсылап тыңдап, жауап қайтару?

Учитель английского языка: Now boys and girls you are to answer the questions about the text in 3 languages.

Раздел: «Говорим»

Ответь на вопросы: Answer the questions:

1) How many regions is Kazakhstan divided into?
2) Where is the largest lake of the world situated?
3) What are the people of Atyrau proud of?
4) Европа мен Азия құрлықтарының арасындағы шеқара қай қала қала арқылы өтеді?
5) Балқаш көлі кай жерде?
6) Балқаш көлінің басқа көлдерден қандай айырмашылығы бар?
7) Где пролегал Великий Шелковый путь?
8) В какой области находится космодром?

V. Проверка достижений (тест на русском языке)

Учитель русского языка: 10 вопросов по теме проецируются на интерактивную доску.

Учитель английского языка: Now, children, let’s relax a little. Close your eyes and imagine you are poets, and you are going to write a poem about on of the sights of our capital Astana. What sight will it be?

VI. Лингвистическая задача (на русском языке)

На слайде даны нераспространённые предложения. Ваша задача: подобрать к этим предложениям второстепенные члены предложения, чтобы получился стихотворный текст.

Над всей страной вознесся
Красавец — Байтерек.
Он символ обновленья
Большой моей страны,
Не призрак, не виденье,
Он гордость Астаны!

Учитель русского языка: Так выглядит стихотворение Л.Галицкой «Байтерек».

Исследование убедило нас, что второстепенные члены предложения нужны нам в разных стилях речи, что они делают нашу речь образной, эмоциональной и правильной.

Имя, какой поэтессы звучало на уроке? (Л.Галицкой) (Слайд 10) Что можно сказать об умении Л.Галицкой пользоваться второстепенными членами предложения? (Умело, виртуозно владеет второстепенными членами предложения, создавая художественные образы).

VII. Рефлексия

Вместе оценим наш урок. Закончите предложения:

Прошёл урок (какой?)...
Мы работали (как?)..., говорили о (чём?)...

Домашнее задание: Напишите эссе на тему: «Я и мои окрестности».

Категория: