IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Однородные члены и знаки препинания при них

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Бурасова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Гимназия „БЭСТ“», г. Петропавловск СКО

Цель урока: формирование понятия по теме «Однородные члены и знаки препинания при них».

Задачи урока:

  • закрепить знания учащихся об однородных членах предложения, средствах связи;
  • развивать умения определять однородные члены предложения, выделять ГО в предложении;
  • развивать мыслительные операции: индукцию, дедукцию, логику и память;
  • воспитывать интерес к предмету, уважение к художественному слову.

Ход урока

Сильное эмоциональное начало

Жил-был в русской деревне юноша, звали его Михаил. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птицами, подставлял лицо свежему ветру. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки:

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
Михаил Исаковский

Задание

  • Определите тему стихотворения.
  • К какому стилю речи вы отнесёте?
  • Какой художественный приём автор взял для создания образа ветра?
  • Приведите примеры из текста.
  • Как вы понимаете значение слова пожурил.

Посмотрим на это стихотворение глазами лингвиста.

  • Устно. Объясните правописание слов с пропущенными орфограммами.
  • Разберите по составу слова осторожно, пробежал, окошко, полетел.
  • Выпишите из стихотворения грамматическую основу.

Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл и расправил, полетел.

Что вы можете сказать о предложении? Охарактеризуйте его.

О чём пойдёт речь на уроке?

Тема урока «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».

В течение одной минуты обсудите в парах и запишите на листочках:

  • Что нужно знать?
  • Что уметь по теме урока?

Обсуждение в классе.

Работа по карточкам

Определите синтаксическую роль однородных членов в предложении.

1. В природе ни лист, ни соломинка не повторяются.
2. Ветер выл жалобно и тихо.
3. За рекой поднимались дубовые пихтовые, берёзовые леса.
4. Ночь медленно течёт без звуков, без звёзд, без движения.
5. Легкий ветерок гонит, торопит облака.
6. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру.

Какую синтаксическую роль могут выполнять однородные члены предложения?

Ребята, посмотрите внимательно на эти предложения и скажите, как связаны ОЧ между собой.

Сообщение ученика о связи однородных членов в предложении. Постановка знаков препинания при них.

Диктант «Проверь друга»

Прочитайте предложения, являются ли они текстом? Почему? Составьте из предложений текст, озаглавьте. Запишите его, подчеркните ОЧ, расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1. Над головой под ногами шелестят красивые листья.
2. Ковер из них укрывает в лесу и жучков и паучков и лягушек.
3. В лесной речке плывут разноцветные листочки сухие семена кусочки коры.
4. Травы деревья поют последнюю песню.
5. Небо чистое и бескрайнее.
6. Грустно нежно светит осеннее солнце.

  • Как связаны ОЧ в предложениях?

Постройте схемы предложений

1 вариант — 1, 2, 3 предложение
2 вариант — 4, 5, 6 предложение.

Расставьте знаки препинания в схемах, записанных на доске

O зато O
O O
и O и O и O
O, а O
O и O и O
ни O ни O ни O
O или O

Когда ставится запятая при ОЧ?

Составьте одно предложение по схемам, записанным на доске. Подчеркните ОЧ и грамматическую основу предложения

Устно. Отгадай загадку и найди ОЧ предложения

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(Дождь)

Крупно, дробно зачастило,
И всю землю намочило.
(Дождь)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто…
(Листопад)

Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый…
(Снег)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам побывать в роли редакторов. Перед вами фрагменты сочинения об осени. Прочитайте их и найдите недочёты

  • В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит желтые листья.
  • На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

Запишите исправленные предложения первой группы. Выполним синтаксически разбор.

В лесу шумит, завывает ветер и гонит желтую листву.

Продолжите предложение из предыдущего задания, написав миниатюру об осени

Рассмотрим иллюстрации об осени.

— Какими красками окрашена осенняя природа?

— Какого цвета небо?

Словарная работа

Багровый — темно-красный цвет
Багрянец — багровый цвет
Оранжевый — жёлтый с красноватым оттенком
Лазурь — светло-синий

Слова для справок:

падать, лететь, покрывает, стелется;
любоваться, восхищаться, восторгаться, удивляться;
желтые, красные, багровые;
бодро, весело.

Рефлексия

Не напрасно прожили 45 минут, потому что…

На примерах текстов об осени мы познакомились с грамматической темой. Увидели, как разнообразна палитра осенних красок и художественных образов, на которые вдохновляет нас это время года. Не случайно А. С. Пушкин назвал осень «Осенняя пора, очей очарованье».

Презентация «Однородные члены и знаки препинания при них»

Категория: