Шестой Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

Обобщение опытом на тему: «Развивающие игры в детском саду»

 

Версия для печатиВерсия для печати

Умурзакова Анара Сембаевна воспитатель, первая категория, стаж 17 лет, КГКП «Ясли-сад №24 города Аксу». Республика Казахстан, Павлодарская область, город Аксу

Умурзакова Анара Сембаевна

3-6 лет

Введение

В своем послании народу Казахстана первый президент Нурсултан Назарбаев отметил, что необходимо кардинально повысить качество дошкольного образования: «Основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве. Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде». В связи с этим эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач на сегодняшний день. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Для более качественного и быстрого процесса обучения старшего дошкольника логическим операциям и нужны развивающие игры и упражнения. Которые помогут детям в развитии креативности, интеллектуального развития, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде, а мы знаем, что основное обучение в дошкольном возрасте проходит через игру.

Новизна заключается: в развитие коммуникативных навыков и познавательных способностей; в использование современных развивающих технологий позволяющие активизировать мыслительные процессы ребенка.

Отличительной особенностью является игра. Через игровую деятельность дошкольникам легко и быстро усваивать учебный материал. Игра оказывает благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей, креативности, коммуникабельности и умения работать в команде через развивающие игры и задания.

Задачи:
Развивать мыслительные умения детей — сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
Способствовать усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Побуждать делать самостоятельные выводы.
Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Принципы, лежащие в основе:

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
  • использование разнообразного и разнопланового дидактического материала;
  • стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
  • возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении основных понятий.

Формы и методы. В процессе деятельности используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы.
Деятельность проводится:

  • подгруппами (организация работы в микрогруппе)
  • индивидуально (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

Методы:

  • элементарный анализ (установление причинно- следственных связей);
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования;
  • метод вопросов;
  • метод повторения;
  • решение логических задач.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. «Коммуникация»: поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей.
«Здоровье»: осуществлять контроль над выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве.
«Социум»: обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
«Творчество»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физминутках.
Особое место занимают использование информационно-компьютерных технологий, которые дают большие возможности для реализации данного методического пособия. Использование мультимедийных учебных и наглядных пособий позволяет раскрепостить детей, повысить уровень учебной мотивации.
Некоторые задания могут ограничиваться по времени. Пусть каждый ребенок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее.
Сильные дети могут работать индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция. Можно устраивать соревнования на скорость выполнения заданий. Более слабые дети работают коллективно, под руководством воспитателя.
Оценивать следует только успехи. Обучение должно быть победным! Успех в самом начале — обязательное условие.

Ожидаемые результаты:
Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Ориентируется в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в команде.

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF