Седьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Конфессиональная ситуация в современном Казахстане

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Учитель гимназии «БЭСТ»
Коршек В.Н.

Урок религиоведения в 9 классе

Конфессиональная ситуация в современном Казахстане / Фото с сайта automan.kz

Цель урока:

  • Дать представление о современном состоянии религиозной ситуации в Казахстане;
  • Дать разъяснение терминологии, встречающейся в этой теме, критериев оценки конфессиональной ситуации в стране, знать основные законы и иные нормативно-правовые акты, касающихся сферы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений;
  • Формировать способность давать характеристику основным конфессиям Казахстана, выделять различия между ними;
  • Выявлять условия мирного сосуществования разных религиозных конфессий;
  • Формировать терпимое отношение к представителям различных конфессий;
  • Критически относиться к проявлениям экстремизма, уметь им противостоять.

Тип урока — смотр знаний. Присутствуют зрители, избирается жюри, определяются критерии оценки знаний.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный

Учитель: Ребята, сегодня наш урок посвящен теме «Конфессиональная ситуация в современном Казахстане». Эта тема близка каждому из нас. Почему?
(От того, насколько наше общество толерантно в вопросе конфессий, зависит стабильность и мир в стране)

Вы должны не только продемонстрировать свои знания по вопросам религиоведения, но и показать свое умение разбираться в современном состоянии общества. Работа будет идти по этапам, представим их в виде ступеней. Взобравшись на вершину, то есть, одолев все задания, мы сможем идти дальше — к следующим знаниям.

2. Проверка знаний

1-й этап — терминологический. Класс делится на две команды. Команды задают друг другу вопросы по терминологии, ограниченные данной темой. Каждый правильный ответ — балл.

Атеизм — система взглядов, отвергающая религиозные идеи о существовании Бога и бессмертии души

Деноминации

Вероисповедание (то же, что конфессия) — принадлежность к какой-либо религии, церкви, а так же религиозное объединение, имеющее свое вероучение, культ, организацию

Мировые религии — мусульманство, христианство, буддизм.

Миссионерство — деятельность религиозных объединений по распространению своего вероучения среди неверующих и представителей других вероисповеданий.

Монотеизм — единобожие

Нетрадиционные религии — новые для данного народа религии, распространяющиеся, как правило, путем миссионерства.

Терроризм — крайнее проявление экстремизма. Это деятельность, направленная на достижение политических целей с помощью особо жестоких, устрашающих форм и методов насилия.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, верованиям, чувствам, мнениям, идеям.

Традиционная религия — религия, тесно связанная с историей культурой и духовной жизнью данного народа, присущая ему на протяжении многих поколений

Хадж — паломничество в Мекку, к Каабе, которое хотя бы раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин

Экстремизм — приверженность крайним, радикальным взглядам.

2-й этап. Законоведческий. Каждая группа должна за 2 минуты записать название правовых документов, касающихся сферы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений.

Перечень Законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся сферы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в Республике Казахстан

(на слайде)

  1. Конституция Республики Казахстан. 30 августа 1995 года
  2. Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединений» от 15.01.92 № 1128–XII (с изменениями, внесенными Указами Президента РК от 05.10.95 г. № 2489;Законами РК от 11.07.97 г.,№ 154-I; от 20.12.04 г. № 13-III;от 23.02.05 г.№ 67-III
  3. Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года № 142- II
  4. Гражданский кодекс РК от 21 декабря 1994 года
  5. Закон о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств РК от 17.04.95 г. № 2198
  6. О налогах и других обязательствах платежа в бюджет (Налоговый кодекс) от 12.06.01
  7. Закон РК «О миграции населения» от 13.12.97 г. № 204–1
  8. Закон РК «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» от 19.01.93 № 1897–12
  9. Кодекс РК «Об административных правонарушениях» от 30.01.01 г. № 155–2
  10. Указ Президента РК, имеющий силу закона «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в РК» от 17.03.95 г. № 2126
  11. Положение о порядке передачи религиозным объединениям культовых (молитвенных) зданий, сооружений и иного имущества. Утверждено постановлением Кабинета Министров РК от 14.12.93 г. № 1247
  12. Закон РК «О противодействии экстремизму» от 18.02.05 г.№ 31
  13. Закон РК «О борьбе с терроризмом» от 13.07.99 г.

3-й этап «Мозговой штурм»

 

Командам будет предложена «информация к размышлению» — Справка «Этноконфессиональный состав Казахстана», отрывки из газет, журналов, материал домашнего задания — все это использовать для ответа на вопрос: Почему Казахстан называют «Страной религиозной толерантности»?

Примерные ответы (проекты)

Общеизвестно, что на территории современного Казахстана в разные периоды его истории исповедовались самые разнообразные религиозные верования. Евразийская степь на протяжении многих веков являлась подлинной столбовой дорогой историко-культурных взаимодействий и контактов населяющих ее народов с различными вероисповеданиями.

На базе этих традиций, благодаря инициативе Главы государства, Казахстан закономерно стал центром в деле воплощения идей толерантности, веротерпимости.

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира… слайд № 2

Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, полу, языку, религии, политическим или разным мнениям.

Толерантность — ценностный ориентир демократического общества. Она неотделима от прав человека. Практически через месяц после достижения независимости РК, 15 января 1992 года, был принят Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Наше законодательство признается международными экспертами как самое либеральное на всем постсоветском пространстве.

Согласно Конституции, принятой 30 августа 1995 года, РК — государство светское, где религиозные организации отделены от государства. В Основном Законе страны закреплены все демократические права и свободы, в частности свобода совести и вероисповедания.

Несмотря на сложности первых лет независимого существования, именно наша республика в 1992 году стала местом проведения I Всемирного конгресса духовного согласия, собравшего представителей многих конфессий, ученых, деятелей культуры. Участники Форума, в принятом по его итогам манифесте, призвали объявить этот день — Днем моратория на конфликты и поиска путей примирения. С тех пор в Казахстане 18 октября отмечается как день духовного согласия.

В стране эффективно функционирует уникальный инструмент согласования национальных интересов — Ассамблея народа Казахстана, созданная по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Предоставленная возможность всем народам на возрождение своего языка и культуры, религии способствует стабильности и согласию в обществе. В деятельности Ассамблеи народа Казахстана заключен огромный позитивный опыт, который вносится в мировую практику решения межэтнических и межконфессиональных проблем. 25 июля 2006 года Указом Президента РК утверждена Концепция развития гражданского общества в РК на 2006–20011 годы. Составной частью гражданского общества являются многочисленные религиозные объединения и их деятельность — важный фактор укрепления межконфессионального согласия в Казахстане.

На сегодня в Казахстане проживают представители более 130 национальностей. За годы независимости в пять раз увеличилось число религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий и деноминаций, которые имеют в своем распоряжении свыше 3-х тысяч культовых сооружений. Ими издаются 38 наименований печатных изданий.

Существенным образом изменилась роль и место религии в современном казахстанском обществе. В настоящее время — это реальный компонент социальной и духовной жизни общества. Именно через религию люди стремятся возродить традиционные ценности и нравственные устои.

Межконфессиальное согласие в Казахстане опирается, прежде всего, на ислам и православие. Их мирное сосуществование выступает гарантом стабильности нашей социальной и духовной жизни.

Как признание их роли в формировании истории и культуры народов в официальном календаре праздничных дат появились Курбан-айт и православное Рождество. Таким образом, Казахстан показывает миру свой опыт конструктивного диалога и религиозной терпимости между последователями мусульманства и христианства — самых крупных религиозных течений мира. Это приобретает еще большую актуальность на фоне мирового обострения конфликтов, основанных на религиозных противоречиях.

В Казахстане традиционно сильны позиции протестантизма. Несмотря на массовый выезд из страны немецкого населения, функционируют баптистские, адвентистские, лютеранские организации, а также многочисленные протестантские объединения.

Идет активное возрождение религиозных традиций, строительство культовых сооружений- мечетей, храмов, молитвенных домов, а также появление религиозно-просветительских центров, средств массовой информации.

Государственно-конфессиональные отношения в Казахстане основываются на принципах партнерства, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга. Религиозные объединения в Казахстане привлекаются к участию в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение в обществе гражданского мира и духовного согласия.

Наша страна поддерживает тесные контакты с центрами ведущих мировых религий. Примеры тому — хадж казахстанцев к святыням в Мекке и Медине. Казахстан внес лепту в восстановление православной святыни — Храма Христа Спасителя в Москве. В 1999 году мы передали в еврейской общине Нью-Йорка священные рукописи Любавического ребе.

На формирование межконфессионального согласия и толерантности направлены как шаги в сфере внутренней политики, так и международные инициативы руководства страны.

Особое место в ряду значимых общественно-политических и религиозных мероприятий занимает проведение в Астане в 2003, 2006 и 2009 году трех съездов лидеров мировых и традиционных религий.

В итоговой Декларации Первого съезда лидеров мировых и традиционных религий говориться: «Религии должны стремиться к большему сотрудничеству, признавая толерантность и взаимовосприятие как существенные элементы мирного сосуществования всех народов».

Для проведения Второго съезда был специально построен Дворец мира и согласия по проекту всемирно известного британского архитектора Нормана Фостера. Уникальное сооружение, построенное в форме пирамиды, стало своеобразным символом конструктивного диалога религий мира.

Идеи, озвученные на съездах, активно реализуются. Это и передачи на республиканских каналах, и выступления зарубежных участников Съездов во Дворце мира и согласия, и работа по созданию Международного центра культур религий.

Ныне Казахстан, находясь в центре неспокойного региона, признан оазисом стабильности и религиозного согласия. Стабилизирующая роль нашей страны в Центральной Азии высоко оценена мировым сообществом. Проводя политику мира и согласия, наша страна стала инициатором создания ряда авторитетных региональных структур, таких как СМВДА, ШОС.

Эти межгосударственные объединения, спустя годы доказали свою востребованность и актуальность.

Казахстан готов поддержать инициативы, направленные на достижение гармонического развития человеческого сообщества, сближение Востока и Запада в понимании ключевых вопросов современного мироустройства, а также перенимать опыт других стран.

Мир и согласие не пришли сами собой. Стабильность — это не «манна небесная», а рукотворный, реальный процесс, создаваемый и разрушаемый живыми людьми. И-кА не велико число факторов, влияющих на общественное согласие, в конечном счете, решающими являются благоразумие, миролюбие, терпимость и гуманность граждан.

4-й этап. «Моя позиция» Ребята, вы, конечно, знаете, какую угрозу стабильности не только нашего государства, но и всему миру несут экстремистские группировки. В течение 5 минут каждая группа должна составить манифест, заявление, в которой сможете отразить ваше отношение к идеологии деструктивных религиозных культов, экстремизму и терроризму.

Примерные ответы

Мы осознаем, что религия в качестве важнейшего аспекта человеческой жизни и общества, обрела качественно новую роль в созидании и сохранении мира. Каждая религия и культура уникальна, и это культурное и религиозное разнообразие нужно рассматривать в качестве важнейшей черты человеческого общества. Экстремизм и фанатизм не имеют никакого отношения к истинному пониманию религии. Хочется обратиться ко всем людям с призывом отказаться от какой-либо взаимной неприязни и жить в атмосфере взаимоуважения, искренности, признания культурного, религиозного и иного многообразия. Нужно предпринять совместные усилия для преодоления предрассудков, игнорирования и превратного толкования других религиозных традиций, акцентируя внимание на том, что объединяет религии, а не на том, что их разделяет. Мы осуждаем терроризм во всех его формах, так как справедливость не может быть построена на страхе и людской крови, а использование таких средств во имя религии означает отход от норм любой религии.

3. Подведение итогов

Сегодня вы не только продемонстрировали свои знания, ребята, но и сумели, работая в команде, показать свою активную жизненную позицию. Эти умения пригодятся вам в будущей жизни, где вы будете достойными гражданами нашей страны.

4. Домашнее задание

Написать эссе «Мой вклад в дело укрепления»

Приложение (к презентации)

Казахстан является многонациональным и поликонфессиональным государством, где наибольший удельный вес в общей численности населения занимают казахи — 58,6% и русские — 26,1%. На долю других этносов и этнических групп приходится 15,3% населения республики.

В Республике Казахстан официально зарегистрированы более 470 национально-культурных объединений, из которых наиболее активными являются: уйгурские, немецкие, корейские, украинские, русские центры

В Казахстане существует высокий уровень религиозной толерантности и веротерпимости. По данным Комитета по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан, по состоянию на 1 января 2008 года насчитывается 4001 религиозных объединений и групп. Из них 2337 проповедуют ислам (Суннизм — 2324, Шиизм — 4, Ахмадийский Жамагат — 4).

Православные религиозные объединения и группы составляет 281 организация, из них Русская Православная Церковь — 272, Старообрядческие церкви — 7. Католицизм — 82, из них Римско-католическая церковь — 78 и Греко-католическая церковь — 4.

Протестантизм — 1189, из них традиционные протестанты — 646, пятидесятники — 53, пресвитерианские — 215, нетрадиционные протестантские направления — 275. Буддизм всего — 4, из них тибетстко-буддийский центр — 1 и вон-буддизм и другие — 3. Иудаизм — 27 и них, из них еврейские общины — 27. Нетрадиционные религии составляют 50 организаций, благотворительные религиозные фонды и другие общества — 31 объединений.

Категория: