Шестой Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

Урок в 11 классе «Взгляды и традиции казахского народа по охране природы»

 

Версия для печатиВерсия для печати

Файль Галина Ивановна

учитель биологии ГУ «средняя общеобразовательная школа —лицей № 7» г. Семей

Урок в 11 классе «Взгляды и традиции казахского народа по охране природы» | Фото с сайта sofokl.ru

11 класс ЕМ

Тема: Взгляды и традиции казахского народа по охране природы

Задачи:

  1. Убедить учеников, что человек является дериватом (производным) природы. Для чего следует объяснить необходимость рационального использования и защиты окружающей природной среды, применения экологических знаний.
  2. Раскрыть особенности и содержание национальных традиций в охране природы.
  3. Способствовать изучению культуры казахского народа, формированию экологической образованности и культуры учащихся.

Оборудование: картины, рисунки природы Казахстана.

Тип урока: Этноэкологический

Межпредметная связь: история, литература, биология, география.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Проверка пройденного материала: Экологический диктант

  1. Экология — это….
  2. Экологическая этика —…
  3. Ноосфера….
  4. Живое вещество  — ….
  5. Экологическая грамотность  — ….
  6. Экологическое мышление  — …
  7. Социальная экология  — ….
  8. Биосфера  — …
  9. Факультет «география —экология» впервые был открыт в……

3. Изучение нового материала.

Рассказ учителя

Каждая нация и народность имеет свои традиции в использовании природы, сформированные веками. Эти традиции передаются с молоком матери из поколения в поколение. Традиции по охране природы являются в основном следствием связи данного народа c природной средой.

Необходимость сохранности окружающей среды, ее защиты должна проникнуть в национальное самосознание.

Содержание национальных традиций формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы, характерные для той или иной народности. Традиция казахского народа вести кочевой образ жизни способствовала лучшему пониманию явлений природы, помогала чувствовать их, учила сосуществовать, приспосабливаясь к ним. A также религия, поклонение луне, ночи, воде, горам и огню способствовали пpобуждению y человека чувства понимания могущественности природы, формировали национальное самосознание.

Как и y других народностей, в традициях казахского народа придавалось важное значение особым природным явлениям, заповедникам и целебным источникам, природным памятникам, деревьям —гигантам, зверям и птицам. B текстах преданий, рассказов, сказок, песен рассказывалось об уважительном, бережном отношении к природе. B эволюции развития человека были отмечены различного вида традиции в использовании древних приpодных заповедников. Это приручение диких зверей и птиц, постепенное культивирование растений. Вместо безразличия к природному фонду постепенно начали формироваться гуманные и благородные привычки.

Человек, осваивая природные богатства для удовлетворения своих материальных благ, стал понимать и ценить их значимость. Стали развиваться традиции создания заповедных зон, защита птиц и зверей, сохранение лесного богатства. Например, в России царь Петр I издал закон об охране леса и содержащихся в нем птиц и зверей.

В историческом сообществе человечества возникли благородные традиции. Относясь c уважением к творению пpиpоды, возносить ее, строить дворцы стало традицией. Например, в Китае, Индии, Египте, Греции и в других странах построены дворцы, символизирующие гармонию творения природы и человека.

B Казахстане есть много природных исторических памятников. Каменные статуи в Кокшетау, горы Заилийского Алатау и Алтая, возвышенности Устюрта, Мангистау и Улытау. Немало их и на просторах Бетпакдалы. Как итог поиска райского места предком народа Асаном Кайгы земля, превращенная в легенду, c гордостью называется землей Казахстана.

Групповая работа учащихся

Класс делится на 4 группы, каждая из них получает текст и задание.

1 группа.

Мухтар Ауэзов «Возвращение»

…..Он ударил коня, поскакал вперёд и до самой лощины (овраг с пологими склонами) Есембая ни разу не оглянулся назад.

Караульная сопка, Тайное ущелье — все эти места знакомы Абаю не хуже, чем родной аул. Два раза в год весной и осенью — аул Кунанбая прикочёвывает сюда и надолго здесь располагается. Каждое ущелье, овраг, лощина, места, где привязывают жеребят или ставят юрты, овечьи пастбища на возвышенности — всё это знакомо и мило Абаю. B прошлом году, когда он отправлялся в город учиться, ему пришлось выехать как раз отсюда, из Есембая. И всё кажется ему здесь родным, всё дышит непередаваемой теплотой. Недавно ещё он веселился здесь, бегая c мальчишками наперегонки, устраивая скачки на жеребятах —однолетках, играя в бабки (детская игра в кости). И когда там, в городе, нападала на него тоска по родному аулу, в его воспоминаниях не раз вставали незабываемые дни, проведённые именно здесь, в Есембае.

Мирные жёлтые сопки, зелёные луга, необъятный простор серебристого ковыля, подёрнутый вдали дрожащей дымкой. С нежностью и волнением смотрит Абай на окружающий его мир — на бескрайнюю степь, на простор, на сопки, где он родился и где провёл детство. Ему хочется обнять всё это и покрыть горячими поцелуями. Какая нега в прохладном степном ветерке!

Сочная тучная степь вся колышется от этого ветерка, и волнами переливается ковыль. Да нет, не степь это — бескрайнее море, сказочное море… Абай не может оторвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в вольную ширь. Она ничуть не пугает его. Если бы он смог, он охватил бы её всю, прижался бы к ней и шептал: " Я так соскучился по тебе! Может быть, другим ты кажешься страшной  — только не мне! Родная моя, милая степь!..»

И мальчик скачет вперёд, чуть видный среди зеленовато —серебряных просторов. Удержать его невозможно.

К закату путники подъехали к аулу Кунанбая на Кольгайнаре, где жила и родная мать Абая — Улжан. Кольгайнар славился своим прозрачным родником. Возле юрт самого Кунанбая теснились юрты его родных. Дыхание жизни оживляло вечернюю степь. Лай собак, окрики пастухов, блеяние овец и ягнят, топот коней, скачущих на водопой и поднимающих золотистую дымку пыли ржание жеребят, только что спущенных c привязи и мечущихся по степи в поисках маток… Дым, поднимающийся от костров к прозрачному вечернему небу, висит над юртами сплошной тёмно —серой завесой… Вот o чём тосковал в городе мальчик! Вот что заставляет его сердце биться радостном волнении, подобно играющему скакуну, в властно захватывает все его чувства!

Задание

  1. Охарактеризуйте образ жизни казахского народа, процессы ведения хозяйства, выращивания скота и другие виды деятельности.
  2. Расскажите о сезонном использовании природных пастбищ, упомянутых в тексте.
  3. Как вы думаете, почему Абай так спешил домой? Найдите в тексте слова, которые говорят o чувствах к родному краю.

2 группа.

Сакен Сейфуллин

«Кокшетау»

    Как нарядный и стройный девичий стан,
    Погруженная в синий прозрачный туман,
    Кокшетау стоит  — Голубая гора  —
    На границе твоей, Казахстан
    Любят ветры степные её навешать,
    Любят тёплые зори её обнимать,
    Караваны лучистых степных облаков
    Вечерами слетаются к ней ночевать…
    Как прозрачный янтарь1 в драгоценном кесё,
    Спят озёра долин в первозданной красе,
    Ароматами трав воздух там напоён —
    Подышав, навсегда будешь им опьянён…

Задание

  1. C каким чувством описал поэт родной край?
  2. Какие сравнения нашёл поэт, чтобы описать красоту родного края?
  3. Опиши Кокшетау.
  4. Каково географическое положение, какова природа данного региона?
  5. Как используют люди земли Северного Казахстана? Что происходило в 50 —ые годы в Северном Казахстане?

3 группа.

«Гора Бура»

Казахская легенда

Бурабай — край удивительных песен и легенд. Именно этой земле сказано: «лучше один раз увидеть, чем сто раз у слышать»

Природа создала здесь волшебный мир красок и звуков. Одна легенда рассказывает, что много лет назад здесь жил двугорбый верблюд, белый, как снег. Был он мирным, спокойно пасся у подножья Кокшетау — Синих гор. Но если случалась беда — джут или война — верблюд преображался. Стремительно взлетал он на вершину горы. От его рева содрогались скалы, замирала степь. Люди слышали призыв и собирались вместе, отводили беду от родной земли.

Народ любил белого верблюда. Но однажды встретил верблюда жестокий хан и пустил в него стрелу. Упал верблюд, застонал от боли и пополз к озеру глотнуть — живительной влаги. Но сил не хватило. Превратился верблюд в камень, стал горой.
C тек пор гора и носит название Бура, что в переводе с казахского означает «верблюд».

Задание.

  1. О каком природном памятнике идет речь?
  2. Что такое джут?
  3. Какую роль в экологическом воспитании и образовании играют легенды?
  4. Какие легенды нашего края вы знаете? Назовите названия гор, рек, озер нашего края.

4 группа. С. Мауленов

«О степь моя!»

    Дастархан у нас, как степь, широк,
    Горы высоки и величавы.
    Сколь гостеприимен мой народ,
    Каждым, кто бывал здесь,
    Отмечалось.
    Родина,
    Любимая земля,
    Кланяюсь степям твоим, долинам!
    Я бы нежно обнял всю тебя,
    Если б великаном стал былинным.
    Блеск вершин, безбрежие озёр,
    Буйство белых речек;
    И без края.
    Без конца, куда ни бросишь взор,
    Степь лежит —
    То мать моя вторая.
    Обнимает Каспий и Алтай
    Степь моя, великая по праву.
    Носятся ветра из края в край.
    По земле
    Её разносят славу.
    Если бы я мог тебя обнять,
    Как батыр,
    О степь моя! О мать!

Задание.

  1. Опишите природу Казахстана. Какие природные зоны описаны в стихотворении?
  2. Какие черты, особенности казахского народа сравниваются с природой? Откладывают ли отпечаток природные условия на характерные черты народа?

Конкурс пословиц и поговорок.

Большую роль в воспитании любви к природе казахи придавали пословицам и поговоркам. По очереди каждая группа говорит пословицу или поговорку. Все остальные анализируют, обращая внимание на экологические понятия.

  1. Дикие животные едины с природой.
  2. Где много водорослей, там много рыбы.
  3. Летучая мышь не любит света.
  4. Пчела садится на цветок, а журавль на воду.
  5. Аист прилетел, лето наступило.
  6. Дрофа любит пустыню, гуси, утки — озеро.
  7. Земля — мать, дитя — народ.
  8. Земля богата, народ богат.
  9. Земля щедра, если умеешь ухаживать.
  10. В неплодородной земле не бывает достатка.

Заключение

С древних времен казахи уделяли большое внимание охране природы. Образ жизни казахского народа был связан с природой. Природа — среда обитания и существования человека. Человек — часть природы. Он должен служить природе, защищать ее, любить и только тогда это будет взаимно!

    Земля моя!
    В зеленом летнем платье
    Ты ловишь солнце будущего дня.
    Родимая, какое это счастье,
    Что ты всегда со мной и для меня!

Домашнее задание

§ 36. Составить экологический рассказ о применении системы сезонного использования природных пастбищ. (зимовка, весенние пастбища, жайлау, осенние пастбища)

Источник: Школа

Категория: