Зверик Елена Васильевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, |
Цель:
Оформление доски
1. Картина с морским пейзажем.
2. Записанные на доске тексты.
3. Таблица «Главные члены предложения»
4. Таблица «Второстепенные члены предложения»
1. Слова учителя
Тема урока «Второстепенные члены предложения» является важной. В каком разделе науки о языке она изучается? (В синтаксисе). В синтаксисе изучаются словосочетания и предложения. Знать правила построения словосочетаний и предложений нужно для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.
2. На доске: свежесть моря, морской залив, говор воли, вздохи пены, полярные льды, мелкие брызги.
— Что написано на доске? (Словосочетания)
— На какую тему даны словосочетания? (На морскую)
— Морская тема поможет нам обобщить изученный материал. Мы отправимся в морское путешествие по Белому и Черному морям, и в этом нам помогут поэты и писатели.
На доске.
Северная сказительница Марфа Крюкова, которая жила на берегу Белого моря, так говорила в своей былине. Здравствуй, здравствуй, морюшко Белое! Уж вы здравствуйте, волны беломорские. (ученик производит морфемный разбор слова беломорские) Поэт Александр Яшин сказал о своем крае:
Да, только здесь, на Севере моём, Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
И уж, конечно, нет нигде людей
Такой души, и прямоты, и силы.
— Работа над лексическим значением слова сполохи — народное название северного сияния, зарницы, (по словарю Ожегова)
— Морской край назывался Поморье, Беломорье, Черноморье, а люди, живущие в этом крае, — поморы.
— О русских поморах написал Н. Михайлов.
Русские поморы. Тяжелую цену заплатил русский народ за освоение своих студеных морей. Много жизней он отдал морю. Зато уж и крепкие черты характера воспитало море у русского помора. Он не боится ни сумасшедшей качки, ни свирепых бурь…
(Работа с текстом. Нахождение и объяснение изученных орфограмм. Один ученик у доски)
— Мы с вами повторили изученные орфограммы, словосочетания, морфемный разбор, а теперь отправимся в морское путешествие вместе с членами предложения. Поможет нам в этом путешествии упражнения № 699, № 711
Физкультминутка
— Чем выражены подлежащее и сказуемое? На какие вопросы они отвечают?
— Чем выражены дополнение, определение, обстоятельство?
— На какие вопросы они отвечают?
Закрепим теоретические сведения на практике.
Работа по вариантам.
Первый вариант (для более подготовленных учащихся)
Поморы брали с собой на корабль песню и сказку. Б. Шергин.
(Синтаксический разбор предложения).
Второй вариант. (для слабоуспевающих учащихся)
На льдинах отдыхают моржи, тюлени, осторожно крадется белый медведь. Г. Скребицкий.
(Найти главные члены)
5. Работа по развитию речи. Работа по картине с морским пейзажем. (По вариантам — на выбор)
Придумать:
1. Словосочетания.
2. Предложения.
3. Текст по картине.
6. Комментирование оценок
О чем мы говорили на уроке? На какие группы мы можем разделить члены предложения?
Упражнение № 713 Комментирование домашнего задания: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть все члены предложения.