Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Нетрадиционные методы оздоровления

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Кушкурбаева Сауле Мажитовна воспитатель, 2 категория, стаж 7 лет.  КГУ Кондратовская СШ мини-центр «Еркетай». Северо-Казахстанская область Кызылжарский район село Кондратовка

Свое выступление хочу начать со слов уважаемого Нурсултана Абишевича, который в своем ежегодном послании народу Казахстана от января 2014г. подчеркнул: «Наше будущее — это наши дети. Наша страна только тогда будет сильной, процветающей и конкурентноспособной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение.»

Задача охраны сохранения и укрепления здоровья детей-одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.
По статистике здравоохранения Казахстана 2016-2017 г. число здоровых детей уменьшилось в пять раз и составляет 10% от общего количества. Дефицит массы тела наблюдается у 20% детей, физиологическая незрелость у 60%, более чем у 70% детей имеются функциональные отклонения, у 50%-хронические заболевания. Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения.

Также известно, что детский организм, вследствие свойственных ему анатомо-физиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а поэтому требует создания таких условий обучения и воспитания, которые способствовали бы укреплению здоровья и улучшения физического развития детей.

Для более совершенных и перспективных форм организации работы по физическому воспитанию, охраны жизни и здоровья детей мы внедряем в работу нашей группы «Нетрадиционные методы оздоровления детей»
Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении детей является естественным спутником жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой формирующие физические и личностные качества ребенка.

Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Можно сказать что только круглогодичный системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебных-профилактических мероприятий позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников.
(5 слайд)

Одной из нетрадиционных форм оздоровления является пальчиковая гимнастика, которая благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Пальчиковая гимнастика в развитии ребенка играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой аппарат малыша. Выполнение упражнений ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений. У малыша развиваются воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.
(6, 7 слайд)

В разминку после сна, лежа на кроватях, мы включаем дыхательные упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний. Польза ежедневной утренней зарядки, как правило, не вызывает сомнений. А вот гимнастике пробуждения после дневного сна, к сожалению, далеко не всегда уделяется должное внимание. И напрасно — она важна ничуть не меньше! Такая гимнастика должна стать обязательной частью режима ребенка. Благодаря ей:

пробуждение проходит легко;
малыш получает положительный настрой;
переход к играм или занятиям не будет таким резким.

Правильная организация процесса пробуждения — это не гиперопека, а действительно нужный и важный процесс. Его роль огромна, он необходим для сохранения физического и психического здоровья ребенка.
(8, 9, слайд)

Дорожка здоровья

Даже если у наших малышей все в порядке со здоровьем, врачи отмечают хорошее состояние свода стопы и отсутствие каких-либо проблем, иметь это приспособление полезно в профилактических целях. Практически всем известно, что на стопе есть множество точек, воздействие на которые благотворно влияет на организм. Занятие с детьми на массажном коврике дает следующие преимущества:

• способствует правильному формированию стопы;
• является профилактикой плоскостопия;
• повышает иммунитет;
• стимулирует развитие малыша (в том числе и речевое);
• снимает нервное напряжение, расслабляет.

На самом деле это не новое веяние оздоровления организма. С давних времен люди ходили босиком по земле, траве. Это укрепляло здоровье. Сейчас у большинства нет возможности бегать по росе, скошенным злакам или газону. Хорошей альтернативой будут домашние оздоровительные процедуры. А для ребенка это можно совместить с увлекательной игрой и развивающими занятиями.
(10 слайд)

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Также, использование игрового самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.
(11, 12 слайд)

В условиях возрастания объёма учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка-дошкольника. Он всё больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является аэробика. Систематические занятия оздоровительной аэробикой позволяют сформировать координацию движений, развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом и легко управлять им в движении.
(13, 14, 15, 16, 17 слайды)

Для успешного решения данной задачи предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями. Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значительный результат.

Поэтому я подготовила и провела консультации для родителей по вопросам закаливания, двигательная активность, здоровое питание, дыхательные гимнастики, тренировка и движения пальцев рук и т. д; анкетирование (с целью выявления у детей хронических и простудных заболеваний). Совместно с родителями согласовали способы оздоровительных процедур и закаливания детей. Также даем рекомендации по закаливанию в домашних условиях.

Приглашала родителей принимать активное участие в спортивных мероприятиях таких как: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Сильные, ловкие, смелые» и т. д.

Используя наряду с традиционными методами физического воспитания нетрадиционные методы оздоровления детей решаются проблемы физического воспитания, снижения заболеваемости, воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.