Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка в начальной школе
Гудым Оксана Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, ГУ Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Павлодара |
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Казахстана.
Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоение базовых знаний, а главное — умения обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное обучение, которое предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.
Личностно-ориентированное образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская) ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности на основе усваиваемых научных понятий. Согласование социально-заданного и личностно значимого индивидуального опыта познания происходит в учебной ситуации взаимодействия учителя и ученика, которая строится по модели сбалансированных инициатив взрослого и ребенка, как равноправных партнеров. Переход учащегося к самообучению и саморазвитию обеспечивается за счет преобразования педагогической учебной ситуации в проблемную, а затем в собственно образовательную учебную ситуацию. Учащийся овладевает навыками самостоятельной организации, рефлексии и оценки своей деятельности в соответствии с индивидуальной программой развития.
Технология личностно-ориентированного процесса обучения
Урок состоит из двух блоков: лекционного и практического. Самостоятельная практическая работа осуществляется по личностно-ориентированному плану:
Тема |
Тип урока |
Что необходимо знать и уметь |
Задания |
Дополни тельное задание |
Оценка |
||
I уровень |
II уровень |
III уровень |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
В начале урока мини-лекция (10 минут) для раскрытия основных вопросов темы. На этом этапе учитель может использовать все технологические приёмы для объяснения материала. Затем учащиеся работают по плану. В начальных классах дети выполняют задания поэтапно — начиная с I уровня, переходят к следующему. По ходу урока я консультирую, оказываю помощь. Дети, выполнившие задание III уровня становятся консультантами и помогают другим детям.
После выполнения всех заданий проводится контрольная работа или тестирование. Если ребёнок не справился с контрольным заданием, отрицательная оценка не ставится. Я провожу консультацию и даю те же задания с другими данными.
Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию по обсуждаемой теме.
Важной особенностью урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом.
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учётом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного.
Традиционный урок |
Личностно–ориентированный урок |
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. |
Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личного опыта |
Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. |
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. |
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель. |
Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. |
Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми. |
Ведёт индивидуальную работу с каждым ребёнком. |
Планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу. |
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. |
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки. |
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. |
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением |
Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение. |
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает невиновных. |
Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения. |
Методика составления дифференцированных заданий для самостоятельной работы учащихся на уроке
В личностно-ориентированный план включены задания 3-х уровней сложности.
I. Нормативный (репродуктивный): задания на воспроизведение понятий, законов, известных способов действий. Решение поставленных задач по образцу.
II. Компетентный (реконструктивный, алгоритмический): задания направленные на развитие умений анализировать, обобщать, распознавать, применять полученные ранее знания в изменённых ситуациях.
III. Творческий: задания направлены на поисковую деятельность.
В дополнительное задание можно включать материал олимпиадного характера.
Личностно-ориентированный план составляется на каждого ученика. В нём может быть указаны вспомогательные вопросы, памятки, алгоритмы для учащихся с низким уровнем обученности.
Применяя технологию ЛОО на уроках русского языка в начальных классах у детей, повышается интерес к предмету, и как следствие возрастает познавательная активность на уроке, улучшается качество усвоения знаний. Дети с большим удовольствием отмечают своё настроение, делятся своими впечатлениями, больше раскрываются.
(2012-2014 уч.г) повысилась познавательная мотивация; вырос % качества по русскому языку (таблица 1):
Таблица 4.
|
Начало года |
Конец года |
3 класс |
52% |
54% |
4 класс |
1 четверть - 54% |
2 четверть - 56% |
- 13715 просмотров